Феодосийский морской порт
Феодосийский морской торговый порт расположен в Феодосии на берегу Феодосийского залива Черного моря. Сегодня Феодосийский торговый порт является филиалом Государственного унитарного предприятия Республики Крым «Крымские морские порты», созданного в соответствии с Постановлением Государственного Совета Республики Крым от 26.03.2014 года. Феодосийский морской торговый порт специализируется на перевалке грузов. Также обслуживание судов заходящих в порт и на рейде.
История
Огромная заслуга в возведении порта принадлежит И.К. Айвазовскому. За 4 года старая Феодосийская гавань была преобразована в первоклассный морской торговый порт, предназначенный принимать у своих многочисленных причалов-пристаней океанские суда.
В 1885 году было принято решение о переводе главного коммерческого порта Крыма из Южной бухты Севастополя. Порт предполагалось перевести в Феодосию или в Стрелецкую бухту Севастополя. Для решения вопроса даже была создана специальная комиссия. Император Александр III предоставил право выбора комитету министров. В апреле-мае 1890 года вопрос о коммерческом порте трижды обсуждался на заседаниях комитета министров. Сторонники Феодосии (среди которых, кстати был и царевич Николай - будущий император России) оказались в меньшинстве. Однако их сторону принял Александр III, тем самым решив вопрос в пользу Феодосии. По слухам, севастопольский порт стал жертвой интриг армянского старика, который умело использовал все свое влияние и благосклонность Романовых. Разгневанные севастопольские газеты впоследствии еще не один год печатали карикатуры на известного феодосийца.
В 1885 году правительство приняло решение о строительстве двух молов Феодосийского порта, однако осуществление этого решения было начато в 1891 году. Временная Комиссия по устройству коммерческого порта поручила выполнение заказа по сооружению молов подрядчику Н.М. Шевцову, а после его смерти в 1892 году был утвержден главным специалистом по строительству портовых сооружений инженер-строитель Бертье-Делагард (1842-1920). Строители выполнили гигантский объем работ по углублению чаши порта, земляных насыпей, подводного бетонирования - и почти вручную.
В 1892-1895 годах под его руководством осуществлено строительство в Феодосии портовых сооружений, широкого и защитного молов, ветки железной дороги (официальное открытие дороги состоялось 3 августа 1892 года).
Александр Львович Бертье-Делагард родился в 1842 году в Севастополе, в семье морского офицера. Еще в 90-х годах XIX века он зарекомендовал себя первоклассным строителем портовых сооружений, а в научном мире стал известен своими исследованиями по истории и археологии античного и средневекового Крыма. С 1874 по 1877 годы Александр Львович участвует в строительстве укреплений Севастополя, а затем в сооружении Одесского мола. Весь Крым многим обязан инженеру-строителю.
На защитном молу был поставлен маяк, раньше порт не имел подходных маяков, в результате чего на подходе к порту в штормовые погоды случались гибели кораблей (пароход «Святой Владимир»). Мол построен в виде носа корабля, на котором и находится маяк.
Были построены пристани четырем крупным пароходным компаниям.
Защитный мол (длинной 623 м, шириной 6,4 м) оградил портовый бассейн площадью в 30 гектаров, глубиной свыше 7 метров. Широкий мол (длинной 442 м). Две деревянные пристани длиной по 140 м каждая, с двусторонними причалами для одновременной погрузки двух пароходов.
Пристани принадлежали компаниям: Русскому Обществу Пароходства и Торговли (РОПИТ), Российскому Транспортному и Страховому Обществу, Азовскому и Волго-Донскому обществам.
У Защитного мола была пристань РОПИТ, суда Российского общества швартовались на внутренней стороне Широкого мола, а в конце Широкого мола приставали суда Волго-Донского общества. Пристань Азовского общества находилась в 80 метрах от Защитного мола. К Широкому молу была подведена ветка железной дороги для хранения зерна было построено 28 амбаров на 3 миллиона пудов, несколько крупных пакгаузов для хранения различных грузов.
Основные экспортно-импортные перевозки осуществляли иностранные суда греческих, английских, итальянских компаний. Их суда швартовались на всех пристанях порта.
На строительство порта «в чаянии зашибить деньгу» в 1891 году приходил 23-летний Алексей Пешков (Алексей Максимович (Максим) Горький). Позднее, в рассказах «Мой спутник» и «Коновалов», великий пролетарский писатель А.М. Горький воссоздал яркую, впечатляющую картину каторжного труда строителей порта.
Горькому не довелось работать на постройке Феодосийского порта. Пишет он в автобиографическом рассказе «Мой спутник»:
В Феодосии Алексей Максимович познакомился с безвестным в то время портовым грузчиком Иваном Поддубным. Эта встреча предопределила дальнейшую многолетнюю дружбу А.М. Горького с непобедимым русским борцом.
В 1899 году сюда был перенесен коммерческий порт из Севастополя. Это не замедлило сказаться на оживлении внутренних и внешнеторговых оборотов Феодосийского порта. Главной статьей вывоза оставался хлеб.
В советское время порт был закрыт для приёма иностранных судов, с 1992 года вновь открыт.
Общая информация
Территория Феодосийского порта составляет 4,96 га, он разделён на 2 грузовых района:
Для перегрузки сухих грузов. Причалы 1, 2, 3, 14, 15, оборудованные портальными кранами, подъездными железнодорожными путями, площадкой для приема контейнеров. Имеются крытые и открытые склады.
Для нефти и нефтепродуктов. Два рейдовых нефтепричала для перевалки сырой нефти и светлых нефтепродуктов и один нефтепирс: северный причал с глубинами до 13,5 м может принимать танкеры водоизмещением 80 тысяч тонн при осадке до 12,5 м; южный причал - до 80 тысяч тонн при осадке до 11,3 м; нефтепирс для темных нефтепродуктов, где принимаются танкеры 5 тысяч тонн и осадкой 5 м. Производительность погрузки и выгрузки нефтепродуктов составляет 1500 тонн в час.
Пассажирские операции выполняются у причала № 15.
Лихотворик. Р.С. «Путешествие со старой открыткой. Феодосия, Старый Крым, Коктебель, Отузы, Кизилташ, Судак, Карасубазар на рубеже XIX-XX столетий».
Новости в Крыму
В терминале международного аэропорта Симферополь разместили 20-метровое полотно с портретом известного мариниста Ивана Константиновича Айвазовского....
Крым вошел в федеральный туристический проект «Императорский маршрут». Соответствующее соглашение о сотрудничестве было подписано между Минкурортов...
Однодневный поход зимой с целью выпить чашку чая в первых лучах солнца на вершине Эклизи-Бурун....
Во все времена великие ученые, поэты, писатели, знаменитые полководцы, путешественники и государственные деятели приезжали в Крым за вдохновением,...
Все очерки о Крыме »
Агармыш — горный массив на территории Кировского района, расположен у города Старый Крым. Агармыш - самая восточная часть Внутренней гряды Крымских...
Ущелье Кара-Кишла (Кара-Кишлав) - узкое ущелье с выходом скал по бортам в верховьях реки Шелен, ниже переходит в неширокую долину. По ущелью...
Пещера имени профессора Багрова известная как пещера Эклизи-Коба находится на горном массиве Чатыр-Даг яйла. Расположена в юго-западной части...
Золотые Ворота - прибрежная скала арочной формы у горно-вулканического массива Кара-Даг. Золотые ворота Кара-Дага — самая знаменитая скала древнего...
Ай-Петринская яйла (плато) в западной части Главной гряды Крымских гор. На юго-западе граничит с Байдарской яйлой, на северо-востоке плавно переходит...
Алчак или Алчак-Кая - мыс в юго-восточной части Крымского полуострова с расположенной на нём горой Алчак-Кая. Мыс Алчак расположен восточнее Судака,...
Аршинцевская коса расположена на юго-востоке Керченского полуострова на побережье Камыш-Бурунской бухты Керченского пролива. Ранее она называлась...
Кутлакская бухта или Весёловская бухта – продолжение долины крохотной речки Кутлак, протекающей возле села Весёлое. С востока бухта прикрыта...
Практически все пляжи Партенита являются пляжами санаториев и для их посещения, равно как и парковой зоны санаториев требуется оформление пропусков....
Горнолыжный курорт «Ангарский Перевал» расположен на склоне горного массива Чатыр-Даг недалеко от села Перевальное Симферопольского района. Ангарский...
Монастырская (также Бакатал) — маловодная река (балка) в Кировском районе Крыма, правая составляющая реки Чурюк-Су. Исток реки — источник у развалин...
Набережная Нового Света - это главная улица курортного посёлка. Набережная протянулась вдоль берега на семьсот метров. Особым украшением набережной...
«Золотое Поле» – винодельческое предприятие, расположено в селе Золотое Поле Кировского района. Сегодня «Золотое Поле» - предприятие полного цикла с...
Карадагский природный заповедник - природный заповедник Крыма, расположен в юго-восточной части Крыма. Заповедник занимает территорию вулканического...
Кутлакская долина раскинулась в 10 км от города Судак по трассе Судак-Алушта. Долина открывается широким амфитеатром к морю. В просторной Кутлакской...
Алчак или Алчак-Кая - мыс в юго-восточной части Крымского полуострова с расположенной на нём горой Алчак-Кая. Мыс Алчак расположен восточнее Судака,...
Парк туристско-оздоровительного комплекса «Судак» - самый красивый и ухоженный парк Юго-Восточного Крыма, является парком-памятником садово-паркового...
Государственный природный заказник «Озера Ачи и Камышинский луг» - ландшафтный заказник регионального значения, расположен на территориях Кировского...
Бурашский грязевой вулкан находится в 2,5 км западнее села Окопная (до 1945 года Малый Бабчик (исчезнувшее село в Ленинском районе, находилось в 4,5...
Водопады ущелья Уч-Кош находятся не на самой реке Бала, а на её правом притоке - ручье Мастреиз. Он не пересыхает даже летом. На нем имеются два...
Тропа Лапата-Богаз выводит на Ялтинскую яйлу — перевал Лапата-Богаз. Верхняя часть тропы сохранилась в своем относительно первозданном виде с...
Башня Чобан-Куле (Чабан-Куле, Чобан-Кале) - развалины замка XV века на морском побережье в юго-восточной части Крыма. Расположена в 5 километрах от...
Пушкинская беседка находится в центре Ялты на пешеходной Пушкинской улице напротив памятника Пушкину. Беседка была построена по проекту культового...
Памятник воинам-односельчанам сел Первомайское, Изобильное, Отважное, погибших в годы Великой Отечественной войны установлен в центре села...
Государственное бюджетное учреждение Республики Крым «Музей-заповедник «Судакская крепость» создан 1 августа 2014 года на базе государственного...
29-я береговая артиллерийская батарея Керченского укрепленного сектора береговой обороны Черноморского Флота СССР расположена в районе Тобечикского...
Под горой Сокол в Новом Свете сохранились остатки средневекового монастыря Византийской эпохи. У последнего перед поселком мыса с дороги виден...
Владиславовские (Балабаевские) каменоломни — подземные каменоломни, расположены в окрестностях села Владиславовка Кировского района у склонов...
Кипарисовая аллея, или аллея Аполлонов, или Симеизский проспект — пешеходный проспект в Симеизе, одна из центральных улиц поселка, кратчайший из...
Храм Благовещения Пресвятой Богородицы расположен в селе Золотое Поле Кировского района. Храм с небольшой колокольней перед фасадом находится на...
Дом-музей Л.С. Голицына находится в посёлке Новый Свет Судакского городского округа. Дом-музей является одной из самых посещаемых...
Аэродром Кировское - государственный военный аэродром в посёлке Кировское Кировского района Республики Крым. Расположен в 8 км к югу от посёлка...
Дворец князя Голицына расположен в самом центре посёлка Новый Свет. Дворец является главной архитектурной достопримечательностью Нового Света. Дом...
Меганомский маяк находится на мысе Меганом полуострова Меганом. К работам по возведению маяка на мысе Меганом приступили в августе 1894 года. 15...
Феодосийский морской торговый порт расположен в Феодосии на берегу Феодосийского залива Черного моря. Феодосийский морской торговый порт...