Крепость Керчь
Крепость Керчь (форт Тотлебен) — керченская крепость, расположена на мысе Ак-Бурун на берегу Керченского пролива в самой узкой его части. Крепость была построена в XIX веке для охраны южных рубежей Российской империи.
Крепость Керчь - уникальный исторический памятник, является шедевром фортификационного искусства XIX века. Входит в состав Восточно-Крымского историко-культурного музея-заповедника.
Площадь крепости 250 га. На территории крепости располагается более 150 объектов. Длина сухопутной границы крепости — более 3 км, морской — около 4 км.
Укрепления крепости не видны ни с моря, ни с суши. Цитадель идеально встроена в ландшафт. Если заранее не знать о крепости, распознать ее в холмистой местности невозможно. И это притом, что самая высокая точка Керчи тоже находися на территории крепости - 110 м.
В общей системе крепостного фронта можно выделить такие составные части: Центральный форт «Тотлебен», несколько бастионов, равелин, Минский и Виленнский люнет, Литовская батарея, Ак-Бурунские укрепления, капониры, редюит прикрытого пути, мортирные батареи, береговые батареи и др.
Крепость Керчь или форт Тотлебен, назван по фамилии своего создателя, архитектор крепости Э.И. Тотлебен.
История создания
К созданию крепости на мысе Ак-Бурун в Керченском проливе Александра II в 1856 году подвигло поражение в Крымской войне.
Строительство укреплений началось в 1857 году на месте старой Павловской батареи, под командованием полковника А.А. Ната. При строительстве Крепости были использованы лучшие достижения фортификационного искусства XVII-XIX веков.
В 1861 году император Александр II в первый раз побывал в крепости. Осмотрев строительство, он повелел: «В честь трудов, понесённых солдатами: наименовать люнеты, левый Минского, а правый Виленского полка. А главный форт отныне именовать форт Тотлебен». После осмотра работ Государь поздравил полковника Ната с производством в генерал-майоры.
С 5 мая 1867 года Керченские укрепления получили статус крепости и были переименованы в крепость «Керчь». Крепость стала важным звеном не только минно-заградительного района, но и стратегическим объектом Российской Империи.
Когда император Александр II в третий раз посетил крепость в 1872 году, работы на оборонительных сооружениях были закончены.
По проекту 1860 года, Керченская крепость была оснащена 587 пушками, запас пороха составлял 22 тыс. пудов. Гарнизон состоял из 5235 человек, из них 1860 — артиллеристы.
Крепость была окружена рвом. Крепостной ров имел длину 3 км, глубину 5 метров и ширину – до 15 метров. Он опоясывал всю крепость. Ров имел карманы-ловушки. Выполняя маневр ложного отступления, врага можно было заманить в такой тупик и уничтожить перекрестным огнем ружей и пушек в течение нескольких минут.
Тотлебен, опираясь на опыт обороны Севастополя, оборудовал более 80 контрминных подземных галерей со слуховыми ходами общей длиной 1,6 км. Туда отправляли солдат с хорошим слухом. Их задача была определять, не роет ли противник подкоп под укрепления. Если такое обнаруживалось, галерею взрывали.
К началу русско-турецкой войны в 1877 году, крепость была готова в полном объеме, гарнизон укомплектован личным составом, к ведению боевых действий, но участвовать в войнах ХIХ века ей не пришлось.
Крепость в ХХ веке
В начале ХХ века гарнизон крепости вырос до 9000 человек, но в 1905 году она официально переводится в разряд крепостей-складов.
После революционных событий на территории крепости некоторое время содержались политзаключенные. В ноябре 1920 года с крепостного пирса грузились последние подразделения Белой армии.
Перед Великой Отечественной войной 1941-1945 годов, Крепость наряду с морской батареей 29-БИС (район озера Тобечик) стала одним из пунктов береговой обороны Черноморского побережья. В крепости проводились работы по сооружению новых батарей. Во время Войны, крепость была неоднократно заминирована, но взорвана так и не была.
С 1945 года, в крепости расположились действующие военные части СССР и вплоть до развала Союза, была особо охраняемым объектом с развитой военной инфраструктурой.
В послевоенные десятилетия крепость оставалась огромным арсеналом, а в равелине форта до 1995 года размещался дисциплинарный батальон Черноморского флота - одно из самых суровых флотских исправительных учреждений подобного рода в СССР.
После развала СССР гарнизон крепости, стал сокращаться и к 1996 году, практически, большая часть военных сооружений полностью опустела.
Современное состояние
В 2002 году решением Верховного Совета АРК военный городок N 1 в Керчи на мысе Ак-Бурун передан Министерству культуры Крыма.
В 2003 году территория крепости была передана Керченскому государственному историко-культурному заповеднику.
Сейчас туристы могут увидеть лаборатории, пороховой погреб, где хранилось 9 тыс. пудов пороха, форт «Тотлебен», ретраншемент (фортификационная постройка), оборонительные рвы, колодцы, казармы, туалет.
Сегодня в крепости сохранившиеся архитектурные объекты и территории, представляют историко-культурную ценность.
По территории крепости проводятся туристические экскурсии. Некоторые подземелья до сих пор мало исследованы.
Устройство крепости
Керченские укрепления проектировались в самом конце эпохи гладкоствольной артиллерии, когда дальность эффективного артиллерийского огня составляла примерно 2 км, исходя из этого определялись размеры крепости, расположение береговых батарей, начертание укреплений сухопутного фронта, не допускавшее обстрела приморских укреплений, высота и крутизна гласисов и валов и многие другие параметры.
Место для вновь возводимых укреплений было выбрано в 4 км южнее Керчи на Павловском и Ак-Бурунском мысах: пролив имел здесь ширину всего лишь три километра, ограниченный протянувшейся от кавказского берега косой Тузла, и расположенные на мысах батареи легко перекрывали своим огнем проходящий в полукилометре от крымского берега фарватер.
На Павловском мысу располагались четыре пушечные береговые батареи, у них в тылу находились еще две мортирные батареи, верхняя и нижняя. Над Павловской бухтой была расположена еще одна пушечная батарея, а на самой оконечности мыса Ак-Бурун — береговая батарея № 1. Правый фланг приморского фронта, который мог подвергнуться атаке противника с суши, прикрывался Минским люнетом, а между Минским люнетом и равелином центрального укрепления, по сути, на гласисе крепости, находилась шестиорудийная батарея, первой встречавшая противника в проливе.
Со стороны суши береговые батареи прикрывались большим центральным укреплением, называемым форт «Тотлебен», к которому примыкали два люнета, Минский и Виленский, промежуток между Минским люнетом и центральным укреплением перекрывался теналью или Литовской батареей. Кроме того на мысе Ак-Бурун имелось укрепление, соединенное длинной куртиной с фасом Виленского люнета. Общая протяженность сухопутного фронта, имевшего преимущественно полигональное начертание, составила примерно три километра.
Укрепления окружал частично вырубленный в скальном грунте ров шириной 15 и глубиной в среднем 5 метров с эскарпной и контрэскарпной стенами; ров фланкировался огнем из 17 капониров и полукапониров. На фронте наиболее вероятной атаки, то есть с запада и юго-запада, ров был снабжен контрэскарпной галереей, сообщавшейся с рядом капониров и полукапониров с помощью особых галерей, проложенных подо рвом. На валах центрального форта, люнетов и Ак-Бурунского укрепления насыпались брустверы с банкетами для стрелков и оборудовались позиции артиллерии для развития фронтального огня. Внутри укреплений располагались казематированные казармы, различные казематы дежурных частей, укрытия, что было связано с необходимостью защитить гарнизон крепости от воздействия осадной артиллерии по опыту бомбардировок Севастополя в ходе его обороны в 1854-1855 годов.
Керченская крепость вообще отличалась большим количеством казематированных помещений, только в центральном укреплении имелось семь казематированных казарм. Каждая казарма состояла из 8-10 сводчатых казематов, соединенных в глубине постройки длинной галереей. Основными строительными материалами для казематированных построек послужили камень и кирпич: стены из камня на растворе снаружи отделывались тёсанными каменными блоками, на них опирались мощные своды в 4 кирпича общей толщиной 1,1 м (иногда своды делались каменными той же толщины), прикрытые сверху земляной обсыпкой. Кроме пушек на валах укреплений сухопутный фронт крепости располагал шестью казематированными мортирными батареями, орудия которых были надежно укрыты от огня противника.
По опыту обороны Севастополя предполагалась упорная оборона укреплений и всемерное затруднение осадных работ противника: севернее крепости было сооружено трапециевидное в плане замкнутое Передовое укрепление со своими казематированными помещениями, полукапонирами и капониром, призванное затруднить атаку противника на соединительный фронт и Ак-Бурунское укрепление. На границе эспланады крепости от Передового укрепления до нынешнего Нижнего Павловского маяка были оборудованы передовые позиции со своими вырубленными в скале казематированными казармами.
Перед рвом крепости был насыпан гласис, который прикрывал валы укреплений от обстрела. Гласис защищал также прикрытый путь, позволявший сосредотачивать войска для вылазок — оборона по Тотлебену должна была носить активный характер. Не был забыт и полученный в Севастополе опыт подземной минной войны: чтобы помешать минным работам неприятеля, из контрэскарпной галереи рва заранее были пробиты около 80 контрминных галерей длиной примерно по 50 метров, каждая из которых заканчивалась тремя минными камерами. Развивая идею об удержании до последней крайности главных пунктов укрепленной позиции, в центральном укреплении был устроен редюит — последний оплот обороняющихся, позволявший тем не менее контролировать все центральное укрепление и соседний Виленский люнет.
Крепость имела развитую систему подземных коммуникаций: все капониры и полукапониры были соединены потернами с внутренним двором укреплений, у капониров были предусмотрены выходы в ров, казематы дежурных частей в некоторых случаях располагались в толще вала рядом с капониром или же у выходов из потерны во внутренний двор. Выходы из потерн, по возможности, приближены к расположенным рядом казармам, подходы к ним обвалованы для дополнительной защиты, то есть при проектировании крепости все эти моменты учитывались, и крепостные постройки не просто размещались на местности, а образовывали достаточно сложный комплекс. Наиболее протяжённый тоннель длиной около 600 м соединял центральное укрепление и береговые батареи.
Пять пороховых погребов общей вместимостью 22 тыс. пудов пороха обеспечивали запас на 56 тыс. выстрелов для орудий, для поддержания необходимых климатических условий хранения порохов в погребах были устроены обходные галереи.
Водой гарнизон крепости обеспечивался из колодцев и из двух расположенных каскадом искусственных прудов между Передовым и Ак-Бурунским укреплениями.
В 1875 году были сооружены казематированные цистерны на 280 тыс. вёдер, имелся также и водоопреснительный аппарат. Запасы продовольственных и иных припасов были сосредоточены в обширных подземных магазинах на мысе Ак-Бурун. Кроме сети обычных дорог для перемещения различных грузов крепость уже в 1863 году располагала конной железной дорогой. Осенью 1899 года было начато сооружение крепостной ветки железной дороги нормальной колеи протяженностью 15,3 км, соединявшейся с уже существующей веткой на Камыш-Бурун.
Получив мощные укрепления, Керчь могла стать центром броненосного кораблестроения и важным военным портом на Черном море.
Керченская крепость была полностью окончена и приведена в оборонительное состояние к началу русско-турецкой войны 1877-1878 годов.
Укрепление крепости
В 1920-1930-е годы оборона Керченского пролива усиливалась новыми батареями, а сами эти батареи, служившие основой системы обороны, выносилась все дальше на юг, ко входу в пролив: первая позиция батареи № 29 находилась у Эльтигена, примерно в 10 км юго-западнее крепости, вторая позиция располагалась еще в 4 км южнее, у деревни Тобечик (ныне Челядиново), на противоположном берегу пролива у мыса Панагия была построена батарея № 33.
Крепость же в основном использовалась для размещения складов различного артиллерийского и авиационного имущества флота, кроме того, в ней находился небольшой гарнизон, две береговые батареи (перестроенная в полудолговременную уже упоминавшаяся выше 6-дм. батарея, имевшая на начало 1930-х годов № 48, и противокатерная батарея № 9.
На валу центрального укрепления была построена одна из трех прикрывавших Керчь стационарных зенитных батарей. Здесь же располагался пост службы наблюдения и связи флота и ряд других частей и подразделений.
Режим работы:
В связи с сооружением транспортных подходов к Крымскому мосту, посещение объекта культурного наследия федерального значения «Керченская крепость» (все маршруты, а также посещение смотровых площадок) возможно исключительно через КПП 2 (со стороны мкр. «Семь ветров«», конечная остановка городского маршрута №28 (ул. Колхозная) и далее до ворот Крепости Керчь по грунтовой дороге).
Со вторника-воскресенье с 9.00-17.00. Сборные экскурсии для индивидуальных посетителей в 10.00 и 14:30. Выходной: понедельник.
Стоимость билетов (на 2020 год):
1 час экскурсии контрминные галереи, штрафбат: взрослый билет - 300 руб., детский - 60 руб.
обзорная экскурсия 2,5 часа: взрослый билет - 600 руб., детский - 150 руб.
обзорная площадка (мост): взрослый и детский билет - 100 руб.
Численность группы не менее 5 человек и не более 30 человек.
Дети до 6 лет на территорию крепости не допускаются.
Новости в Крыму
В терминале международного аэропорта Симферополь разместили 20-метровое полотно с портретом известного мариниста Ивана Константиновича Айвазовского....
Крым вошел в федеральный туристический проект «Императорский маршрут». Соответствующее соглашение о сотрудничестве было подписано между Минкурортов...
Во все времена великие ученые, поэты, писатели, знаменитые полководцы, путешественники и государственные деятели приезжали в Крым за вдохновением,...
Люди, когда погода весной еще неустойчивая, обязательно берите в поход теплые вещи - лучше взять больше, чем обморозить пальцы или схватить...
Все очерки о Крыме »
Чамны-Бурун - массивная куполообразная гора, поросшая лесом. Расположена в 5 км к югу от села Изобильное, к северо-западу от хребта Урага....
Темиар - красивое горное ущелье над Ялтой. Ущелье реки Темиар лежит в глубокой чаше ущелья, зажатого высокими хребтами Ялтинской яйлы Кизил-Кая с...
Пещера имени профессора Багрова известная как пещера Эклизи-Коба находится на горном массиве Чатыр-Даг яйла. Расположена в юго-западной части...
Золотые Ворота - прибрежная скала арочной формы у горно-вулканического массива Кара-Даг. Золотые ворота Кара-Дага — самая знаменитая скала древнего...
Чатыр-Даг яйла расположена в южной части Крымского полуострова в центральной части Главной гряды Крымских гор. Чатыр-Даг яйла расположена обособленно...
Мыс Чобан-Куле или Башенный мыс или мыс Агира - обнажённый обрывистый мыс, далеко выдается в море, округлый выступ береговой линии, который с запада...
Аршинцевская коса расположена на юго-востоке Керченского полуострова на побережье Камыш-Бурунской бухты Керченского пролива. Ранее она называлась...
Кутлакская бухта или Весёловская бухта – продолжение долины крохотной речки Кутлак, протекающей возле села Весёлое. С востока бухта прикрыта...
Дикие пляжи горы Аю-Даг: это большой и малый пляж в бухте Панаир, пляж Раевского. Добраться до пляжей Аю-Дага можно на лодке или катамаране....
Горнолыжный курорт «Ангарский Перевал» расположен на склоне горного массива Чатыр-Даг недалеко от села Перевальное Симферопольского района. Ангарский...
Шелен или Шелен-Узень - небольшая река на юго-восточном берегу Крыма, в восточной части Главной гряды Крымских гор. Длина реки 10 км. Проходит через...
Набережная Нового Света - это главная улица курортного посёлка. Набережная протянулась вдоль берега на семьсот метров. Особым украшением набережной...
«Новый Свет» — предприятие по производству игристого вина классическим французским бутылочным методом шампанизации, расположено в посёлке Новый Свет....
Карадагский природный заповедник - природный заповедник Крыма, расположен в юго-восточной части Крыма. Заповедник занимает территорию вулканического...
Платан восточный или чинара - памятник живой природы, является своеобразной достопримечательностью Ялты, растёт на Набережной в самом начале сквера...
Урочище Беш-Текне - карстовая котловина с двумя прудами у источника. Находится на западе Ай-Петринской яйлы у подножия вершины Ат-Баш. Урочище...
Парк туристско-оздоровительного комплекса «Судак» - самый красивый и ухоженный парк Юго-Восточного Крыма, является парком-памятником садово-паркового...
Государственный природный заказник «Аю-Даг» - ландшафтный заказник республиканского значения, расположенный на месте одноименной горы-лакколита, на...
Самый большой грязевой вулкан Джау-Тепе находится на юго-западной равнине Керченского полуострова у окраины села Вулкановка, у дороги Феодосия -...
Водопады ущелья Уч-Кош находятся не на самой реке Бала, а на её правом притоке - ручье Мастреиз. Он не пересыхает даже летом. На нем имеются два...
Тропа Лапата-Богаз выводит на Ялтинскую яйлу — перевал Лапата-Богаз. Верхняя часть тропы сохранилась в своем относительно первозданном виде с...
Башня Чобан-Куле (Чабан-Куле, Чобан-Кале) - развалины замка XV века на морском побережье в юго-восточной части Крыма. Расположена в 5 километрах от...
Пушкинская беседка находится в центре Ялты на пешеходной Пушкинской улице напротив памятника Пушкину. Беседка была построена по проекту культового...
Скульптурная композиция «Влюблённые» - монумент – символ верной и чистой любви. Находится в нижней части Форосского парка, при выходе из него к...
Государственное бюджетное учреждение Республики Крым «Музей-заповедник «Судакская крепость» создан 1 августа 2014 года на базе государственного...
29-я береговая артиллерийская батарея Керченского укрепленного сектора береговой обороны Черноморского Флота СССР расположена в районе Тобечикского...
Под горой Сокол в Новом Свете сохранились остатки средневекового монастыря Византийской эпохи. У последнего перед поселком мыса с дороги виден...
Феодосия-13 или Предприятие почтовый индекс 105 - бывший секретный объект близ Судака в урочище Кизилташ, хранилище ядерного оружия. В 1994 году с...
Кипарисовая аллея, или аллея Аполлонов, или Симеизский проспект — пешеходный проспект в Симеизе, одна из центральных улиц поселка, кратчайший из...
Храм Святого Иоанна Кронштадтского расположен в селе Морское Судакского региона. 1 августа 1997 года была образована православная община, названная в...
Музей катастроф на водах находиться в селе Малореченское. Расположен в цокольном этаже-платформе храма-маяка Святого Николая Чудотворца. Открыт 7 мая...
Аэропорт Керчь, Войково - гражданский аэропорт Восточного Крыма, расположенный на северо-западе города Керчь, недалеко от железнодорожного вокзала....
Дворец князя Голицына расположен в самом центре посёлка Новый Свет. Дворец является главной архитектурной достопримечательностью Нового Света. Дом...
Меганомский маяк находится на мысе Меганом полуострова Меганом. К работам по возведению маяка на мысе Меганом приступили в августе 1894 года. 15...
Феодосийский морской торговый порт расположен в Феодосии на берегу Феодосийского залива Черного моря. Феодосийский морской торговый порт...