Монета «Выдающиеся полководцы и флотоводцы России (П.С. Нахимов)»
Описание монеты
Аверс: в центре диска - эмблема Банка России (двуглавый орел с опущенными крыльями, под ним надпись полукругом «БАНК РОССИИ»), обрамленная кругом из точек и надписями по кругу: вверху - «ТРИ РУБЛЯ», внизу - «2002 г.», слева - обозначение металла, проба сплава, справа - содержание драгоценного металла в чистоте и товарный знак монетного двора.
Реверс: в центре - адмирал Нахимов на берегу моря, слева - памятник затопленным кораблям в Севастополе, справа - пушка, на втором плане - парусные корабли, вверху по окружности - надпись: «П.С. НАХИМОВ».
Художник: В.М. Ерохин.
Скульптор: И.С. Комшилов.
Чеканка: Санкт-Петербургский монетный двор (СПМД).
Оформление гурта: 300 рифлений.
Номинал |
3 рубля |
Качество |
пруф |
Металл, проба |
серебро 900/1000 |
Масса общая, г |
34,88 (±0,32) |
Содержание химически чистого металла не менее, г |
31,10 |
Диаметр, мм |
39,00 (±0,30) |
Толщина, мм |
3,30 (±0,35) |
Тираж, шт |
10 000 |
Дата выпуска: 03.07.2002
Каталожный номер: 5111-0101
-
Аверс монеты «Выдающиеся полководцы и флотоводцы России (П.С. Нахимов)»
-
Реверс монеты «Выдающиеся полководцы и флотоводцы России (П.С. Нахимов)»
-
Изображение живописного полотна «Синопский бой 18 ноября 1853 года» Алексея Петровича Боголюбова. Работа 1860 года хранится в Центральном военно-морском музее (ЦВММ) в городе Санкт-Петербурге
-
Изображение живописного полотна «Палуба линейного корабля «Императрица Мария» во время боя при Синопе. 1853 год» Алексея Даниловича Кившенко. Работа 1880 года хранится в Центральном военно-морском музее (ЦВММ) в городе Санкт-Петербурге
-
Памятник затопленным кораблям в Севастополе
Историко-тематическая справка
Еще в преддверии столкновения России с англо-франко-турецкой коалицией первая эскадра Черноморского флота под командованием Нахимова бдительно вела крейсерство между Севастополем и Босфором. Однако военные дарования и флотоводческое искусство Павла Степановича Нахимова наиболее ярко проявились в период Крымской войны 1853-1856 гг.
В октябре 1853 года Россия объявила войну Турции, и в начале ноября турецкая эскадра, направившись к берегам Кавказа, вышла из Босфора и по случаю шторма зашла в Синопскую бухту. Не став дожидаться пароходофрегатов, которые вице-адмирал Корнилов вел в подкрепление русской эскадре, Нахимов решил атаковать противника, полагаясь, прежде всего, на боевые и моральные качества русских моряков. Замысел командира эскадры состоял в том, чтобы как можно быстрее ввести свои корабли на Синопский рейд и с коротких дистанций всеми силами артиллерии обрушиться на противника.
18 ноября корабли русской эскадры, подняв Андреевские флаги, двумя колоннами, одну из которых вел сам Нахимов, двинулись в Синопскую бухту. Турецкие корабли открыли ожесточенный огонь по русской эскадре, но та неотвратимо шла вперед. Подойдя на дистанцию 300-350 метров, русские корабли, встав на якорь, открыли сокрушительный огонь одним бортом, стреляя прицельно и методично. В ходе сражения, не потеряв ни одного корабля, эскадра Нахимова атаковала и уничтожила все турецкие корабли и береговые батареи, главные силы турецкого флота в Синопской бухте, которые вдвое превосходили русскую эскадру.
Убедившись, что Турция не в состоянии вести успешную борьбу против России, Англия и Франция ввели свой флот в Черное море. Дальнейший ход событий привел к эпопее Севастопольской обороны 1854-1855 гг.
В сентябре 1854 года Нахимову пришлось согласиться с решением совета флагманов и командиров о затоплении черноморской эскадры в Севастопольской бухте, с тем, чтобы преградить вход в бухту вражеской флотилии. Перейдя с моря на сушу, Павел Степанович Нахимов добровольно вошел в подчинение к Корнилову, возглавившему оборону Севастополя.
Назначенный начальником обороны южной стороны города, Нахимов был одним из главных организаторов успешного отражения первого штурма Севастополя. После гибели Корнилова он возглавил оборону города, вместе с контр-адмиралом Истоминым и военным инженером Тотлебеном отдавал все силы возведению новых укреплений и совершенствованию боевых позиций. Ежедневно объезжая передовую линию, Павел Степанович воодушевлял вооруженных защитников Севастополя, одно его появление вселяло в них новые силы и уверенность. Одновременно он делал все возможное для мобилизации на отпор врагу населения, использовал все ресурсы города.
Весной 1855 года были героически отбиты второй и третий штурмы Севастополя. Павлу Степановичу Нахимову за боевые отличия был присвоен чин адмирала. Войска под командованием адмирала Нахимова 349 дней героически обороняли Севастополь.
28 июня 1855 года во время массированных бомбардировок и атак на Малаховом кургане адмирал Павел Степанович Нахимов был смертельно ранен.
Адмирал Нахимов похоронен в Севастополе в соборе святого Владимира, рядом с могилами Лазарева, Корнилова и Истомина. При большом стечении народа его гроб несли адмиралы и генералы, по семнадцати в ряд стоял почетный караул от армейских батальонов и всех экипажей Черноморского флота, звучали дробь барабанов и торжественный молебен, прогремел пушечный салют. В гробу Павла Степановича осеняли два адмиральских флага и третий, бесценный - изодранный ядрами кормовой флаг линейного корабля «Императрица Мария», флагмана Синопской победы.
Образ выдающегося флотоводца России навсегда остался в памяти русских людей. Его именем названы корабли, озёра, населённые пункты, улицы городов. В 1943 году постановлением СНК СССР было создано военно-морское Нахимовское училище. Тысячи юношей вышли из его стен и продолжили то дело, которому легендарный адмирал посвятил всю свою жизнь.
Памятник затопленным кораблям
Памятник Затопленным кораблям установлен вблизи Приморского бульвара в память о добровольной гибели Черноморской эскадры в 1854-1855 годах. Памятник замечателен не только красотой своего облика, пронизанного морской романтикой, но и необычностью события, которому он посвящен.
Англо-французский флот, подошедший в сентябре 1854 года к Севастополю, был во много раз мощнее и технически совершеннее Черноморского. И чтобы не допустить его прорыва в гавань, поперек фарватера были затоплены линейные корабли и фрегаты, а экипажи вместе с корабельной артиллерией отправились защищать бастионы. Это было трагическое решение. Его инициатором был князь Александр Сергеевич Меншиков, но вице-адмирал русского флота Владимир Алексеевич Корнилов жестко ему воспротивился. Он предлагал выйти всем флотом в море и разгромить вражеский флот, или погибнуть. Однако, военный совет флота, в том числе и адмирал Павел Степанович Нахимов, все же настояли на правильности приказа главнокомандующего. Неприятельский флот превосходил севастопольскую эскадру в несколько раз и по численности, и по вооружению, и по маневренности, и по скорости. Наконец, Владимир Алексеевич Корнилов согласился с мнением товарищей и отдал тот драматический приказ — топить корабли у входа в бухту и до последней крайности защищать город. Всего в Севастопольской бухте было затоплено 75 боевых кораблей и судов и 16 вспомогательных, включая шхуны. Так началась 349-дневная оборона Севастополя.