Монета «Ливадийский дворец Н.П. Краснова»
Серия: Архитектурные шедевры России
Описание монеты
Аверс: в центре диска – эмблема Банка России (двуглавый орёл с опущенными крыльями, под ним – надпись полукругом «БАНК РОССИИ»), обрамленная кругом из точек и надписями по кругу – вверху: «ДВАДЦАТЬ ПЯТЬ РУБЛЕЙ», внизу: слева – обозначения драгоценного металла и пробы сплава, в центре – год выпуска «2015 г.», справа – содержание химически чистого металла и товарный знак монетного двора.
Реверс: в центре диска – рельефное изображение Ливадийского дворца в г. Ялта, слева на матовом сегменте вверху – портрет Н.П. Краснова с надписью под ним в две строки: «НИКОЛАЙ ПЕТРОВИЧ КРАСНОВ», внизу – цветное изображение капители ионического ордера.
Художник: Е.В. Крамская.
Скульптор: А.А. Долгополова.
Чеканка: Санкт-Петербургский монетный двор (СПМД).
Оформление гурта: 252 рифления.
Номинал |
25 рублей |
Качество |
пруф |
Металл, проба |
серебро 925/1000 |
Масса общая, г |
169,00 (±0,85) |
Содержание химически чистого металла не менее, г |
155,50 |
Диаметр, мм |
60,00 (±0,50) |
Толщина, мм |
6,60 (±0,50) |
Тираж, шт |
1 500 |
Дата выпуска: 02.11.2015
Каталожный номер: 5115-0114
-
Аверс монеты «Ливадийский дворец Н.П. Краснова»
-
Реверс монеты «Ливадийский дворец Н.П. Краснова»
-
Ливадийский дворец
-
Портрет Николая Петровича Краснова
-
Изображение капители ионического ордера. Восточный фасад Ливадийского дворца
Историко-тематическая справка
Ливадийский дворец – уникальная жемчужина Южного берега Крыма. Место, вдохновляющее поэтов, художников, композиторов, путешественников. Место, судьба которого вобрала поворотные моменты истории. Это последнее сооружение, воздвигнутое в Российской империи для семейства Романовых. Окруженный изумительным парком, террасами, спускающимися по склонам холма Могаби до самого моря. Созданный талантом архитектора Николая Петровича Краснова в первом десятилетии прошлого века дворец и поныне привлекает к себе путешественников из разных уголков земного шара.
Впервые посетив свой новый дворец, Николай II от лица всей своей семьи так охарактеризовал произведение архитектора: «Мы не находим слов, чтобы выразить нашу радость и удовольствие иметь такой дом, выстроенный именно так, как мы хотели. Архитектор Краснов – удивительный молодец». За постройку дворца Николай Петрович Краснов удостоился звания Архитектора Высочайшего двора, а в 1913 году был избран академиком Петербургской академии художеств.
Дворец, возведенный в стиле Итальянского возрождения напряженным трудом талантливых и умелых строителей, по праву считается живописнейшим строением в окрестностях Ялты. Каждый из фасадов дворца имеет свой собственный неповторимый облик. Сердцем дворца является живописный Итальянский дворик с высаженными в нем розами и вечнозелеными растениями. Во дворике проходили съемки многих известных отечественных и зарубежных фильмов.
С Ливадийским дворцом связано не только пребывание на Южном берегу Крыма последнего Российского императора, но и ряд других культурных и политических событий, во многом повлиявших на ход европейской истории. В феврале 1945 года здесь проходили заседания Крымской (Ялтинской) конференции «большой тройки» – руководителей государств антигитлеровской коалиции в лице премьер-министра Великобритании Уинстона Черчилля, президента США Франклина Рузвельта и председателя Совета народных комиссаров СССР Иосифа Виссарионовича Сталина. Франклин Рузвельт был настолько очарован дворцом, что упомянул о своем желании жить здесь по истечении срока президентских полномочий. По сегодняшний день дворец остается местом проведения важнейших политических встреч международного уровня.
В 2011 году Ливадийский дворец праздновал свое столетие. В настоящее время в залах дворца работает музей, в котором размещены экспозиции, посвященные пребыванию в Крыму семейства Романовых и проходившей здесь Крымской конференции. В стенах музея бережно сохраняются предметы, связанные с его историей и теми эпохальными событиями, которые здесь проходили. В фондах музея хранятся уникальные экспонаты, посвященные истории и политическим деятелям прошедшего столетия.
Николай Петрович Краснов
Николай Петрович Краснов — aкадемик архитектуры, главный архитектор города Ялты, автор проекта Ливадийского дворца. 31 октября 1887 года Городская Дума утвердила прошение 24-х летнего Николая Краснова в должности городского архитектора. Краснов проработал в этой должности 12 лет, с 1889 по 1911 годы занимался частной практикой. На молодого архитектора легла полная ответственность за решение широкого круга вопросов, связанных со стремительным развитием Ялты как общероссийского города-курорта. Свою работу он начал с расширения набережной, которая к 1913 году стала главной улицей Ялты. В 1889 году он приступил к разработке нового плана развития города. Под его опекой сооружена городская канализация, осуществлена прокладка новых улиц, переименование старых. Он лимитировал ширину улиц и высоту зданий, устранил хаотичность застройки в городе, построил гимназию, детскую больницу, благоустроил Пушкинский бульвар, укрепил берега реки Учан-Су подпорной стенкой и каменным парапетом, через речку построил два железобетонных моста, реконструировал порт. В лично составленном Красновым в 1913 году для Санкт-Петербургской Академии художеств списке работ, исполненных по собственным проектам, Краснов указывает свыше 60 значительных построек в Крыму, большая часть которых — дворцы, виллы, особняки.
7 августа 2015 года на набережной Ялты в Крыму был открыт памятник архитектору Краснову.
Капитель ионического ордера
Ионический ордер — один из трёх древнегреческих архитектурных ордеров, возникший в середине VI века до н.э. в Ионии на северо-западном побережье Малой Азии у Эгейского моря, отличается большей лёгкостью пропорций и декором всех его частей. Особой отличительной чертой ионического ордера является способ оформления капители, которая выполняется в виде двух противоположно расположенных волют. Ионический ордер во времена античности считался «женским» ордером, за счет своей утончённости, изысканности и дополнений разнообразными украшениями. Ионический ордер большее свое распространение получил на территории Древней Греции в V веке до н.э.