https://xn--80alndgcuev0g.xn--p1ai/feodosiya/istoriya_feodosii/566-v-sostave-rossiyskogo-gosudarstva-feodosiya-i-ayvazovskiy-subashskaya-voda.html

Феодосия  ♦  История Феодосии

В составе Российского государства: Феодосия и Айвазовский. Субашская вода

В XIX - начале XX века город слыл одним из культурных центров полуострова.

Из воспоминаний И. Саркизова-Серазини, известного врача, писателя, детство и юность которого прошли в Феодосии.

«...в этом уголке, лишенном нарядной красоты Южного побережья, возникает целая художественная школа с именами, известными всей России и даже всему миру... Никому не известная Феодосия долгие годы привлекает к себе внимание художников России, коллекционеров Европы, историков искусства и крупнейших музеев. Иностранцы-ученые, как Граперон, Бертран, Колли, отец известного художника Лагорио, связывают свою судьбу с тихим городом, посвящают ему жизнь, свои силы, свое насыщенное любовью перо».

Феодосия второй половины XIX века была Феодосией Ивана Константиновича Айвазовского (1817-1900). Молодой, но уже известный художник предпочел столичной суете жизнь в своем родном городе, в 40-х годах XIX века построив здесь на берегу моря дом. Великий маринист активно участвовал в бурной общественной и культурной жизни города. Ни одно событие не проходило мимо него. Часто Айвазовский представлял интересы города при дворе. Энергичный и неутомимый, он проводил археологические изыскания, хлопотал о благоустройстве города, ратовал за возрождение торгово-экономического значения Феодосии, занимался попечительством и благотворительностью. В 1871 году построил на холме Митридат новое здание для Музея древностей с часовней для помещения праха генерала П. Котляревского (прах генерала, похороненного на территории своего имения, так и не был перенесен в часовню. В 1882-1883 годах владелец «Доброго приюта» - так называлось имение - возвел над могилой Котляревского часовню. (Сегодня точное место погребения героя кавказских войн нам неизвестно). В 1880 году Айвазовский открыл первую в России публичную картинную галерею и завещал ее родному городу.

В 1887 году Айвазовские дарят феодосийцам часть воды из собственного источника Субаш, который находился в загородном имении Айвазовских (ныне село Айвазовское Кировского района). Торжественное открытие феодосийско-субашского водопровода состоялось 18.09.1888 года у фонтана Айвазовского (фонтан был построен в 1888 году на средства и по проекту Айвазовского. Именем мариниста его назвали по велению императора Александра III). На строительство водопровода к 1890 году город затратил 231 689 руб. 93 коп.

Фонтан Айвазовского

Ранее Феодосия снабжалась питьевой водой из остатков средневекового водопровода. Но в этом старинном водопроводе воды из года в год становилось все меньше. Так, в засушливые месяцы 1880-х годов почти 11 тыс. феодосийцев получали из пяти городских фонтанов 3-4 тыс. ведер воды в сутки. На одного человека приходилось 3,35-4,47 л. В очередях у фонтанов нередко случались драки.

Сейчас в Феодосии можно увидеть два фонтана (не считая двух средневековых армянских), игравших важную роль в системе водоснабжения города «досубашского» периода. На углу улиц 8 Марта и Чапаева сохранилось строение Гаевского фонтана. П. Гаевский - управляющий феодосийской складочной таможней (1821-1853 годы), феодосийский градоначальник (1821-1822, 1829 годов). На старинном караимском фонтане во дворе детского сада Феодосийского морского порта по ул. Желябова (бывшей Турецкая) сохранилась мраморная табличка (8,6х14,3 см) с надписью: «... Шепетей владелец 1840 года».

Гаевский фонтан

Субашская вода в целом решила проблему водоснабжения города. Она продавалась в пяти водоразборных будках-фонтанах. Из фонтана Айвазовского пить воду разрешалось бесплатно. В дальнейшем в город поступала и вода источника Кошка-Чокрак, принадлежавшего управлению железных дорог (на пересечении улиц Свердлова, Боевой и Симферопольского шоссе сохранилась водонапорная башня кошка-чокракского водопровода «Белый бассейн» - памятник промышленной архитектуры начала XX века).

Былый бассейн

В начале XX века продолжался поиск новых источников водоснабжения. Так, в 1914 году лесничим Ф. Зибольдом на вершине Тепе-Оба был построен конденсатор для добычи атмосферной влаги (каменная чаша конденсатора сохранилась до наших дней).

Конденсатор влаги на вершине Тепе-Оба

Поиски пресной воды привели к открытию феодосийских лечебных минеральных вод: «Паша-Тепе» в 1904 году и «Кафа» в 1913 году («Феодосия» и «Крымский нарзан»).

Паша-Тепе

Решение проблемы водоснабжения города создало благоприятные условия для его дальнейшего развития.

И вновь расцвет

3 (15) августа 1892 года произошло одно из самых значительных событий в истории Феодосии. В этот день после долгих лет ожидания и неудачных попыток была открыта Джанкой-Феодосийская линия Лозово-Севастопольской железной дороги.

Нужно сказать, что становление железнодорожной сети в Северном Причерноморье сопровождалось большим накалом страстей. Железная дорога для портовых городов была гарантией экономического процветания. Поэтому неудивительно, что за право иметь железную дорогу велось ожесточенное соперничество между городами региона. Более удачливыми конкурентами Феодосии в разное время были Одесса, города Приазовья, Севастополь.

О феодосийской железной дороге заговорили еще в 20-е годы XIX века, когда англичане предложили императору Александру I соединить железнодорожной трассой Феодосию и Москву. Реальный шанс получить железную дорогу появился у Феодосии после Крымской войны. В 1857 году «Главное Общество Российских Железных Дорог», учредителями которого были крупнейшие банкирские дома Парижа, Амстердама и Лондона, начало работы по созданию первой общегосударственной сети русских железных дорог. Одна из железнодорожных ветвей должна была прийти в Феодосию. Но из-за финансовых неурядиц работы на феодосийском участке уже в 1860 году были прекращены.

Но три года железнодорожного строительства изменили и город, и его жителей. В это время из провинциального, богом забытого захолустья Феодосия превратилась в сказочный магнит, притягивавший людей и деньги. В 1857-1860 годах город пережил настоящий строительный бум. Стоимость земельных участков возросла в несколько раз. Возникали новые фирмы, конторы. Тихую жизнь феодосийского общества буквально взорвали хлынувшие в город иностранцы - инженеры, коммерсанты, впрочем, также авантюристы и мошенники. Феодосийцы начали ощущать себя частью Европы. И когда проект лопнул, жители города, ранее наблюдавшие за железнодорожными хлопотами как бы со стороны, начали активную борьбу за железную дорогу.

В 1885 году было принято решение о переводе коммерческого порта из Южной бухты Севастополя. Порт предполагалось перевести в Феодосию или в Стрелецкую бухту Севастополя. Особая комиссия, несколько лет изучавшая этот вопрос, так и не смогла остановиться ни на одном варианте. Право окончательного выбора места для главного коммерческого порта Крыма император Александр III предоставил комитету министров. В апреле-мае 1890 года вопрос о коммерческом порте трижды обсуждался на заседаниях комитета министров. В результате сторонники Феодосии - председатель комитета и девять его членов (в том числе сын царя Николай - будущий последний российский император) - оказались в меньшинстве. Но Александр III принял сторону меньшинства, тем самым решив судьбу Феодосии.

Линию тянули от станции Джанкой Лозово-Севастопольской железной дороги (она была построена в 1875 году). Кое-где использовали железнодорожные сооружения 1857-1860 годов. Принимались во внимание местные условия: рельеф, освоенность земель. Был выбран наиболее выгодный маршрут трассы. Железную дорогу вели к феодосийскому порту, а кратчайший путь к нему с севера проходит по берегу моря. Поэтому трассу проложили по искусственной насыпи у среза воды. На другой искусственной насыпи, полностью изменившей линию берега в районе порта, были построены портовые сооружения. В связи с возведением насыпей был полностью уничтожен участок песчаного пляжа (не одно поколение феодосийцев обвиняет в гибели пляжа И. Айвазовского, якобы разрешившего тянуть дорогу именно так. Однако это лишь один из феодосийских мифов, связанных с личностью великого мариниста). Вблизи дачи книгоиздателя А. Суворина железная дорога разрезала возвышенность.

Железная дорога вдоль дачи Суворина

Для удобного проезда к дачам и морю в этом месте был поставлен трехарочный мост с ажурной оградой, называвшийся Сарыгольским (находится он на стыке проспекта и ул. Д. Ульянова).

Сарыгольский мост

Первое время поезда доходили лишь до нынешней станции «Айвазовская», которую тогда назвали «Феодосия» или «Большой вокзал». С устройством портовой линии появилась станция «Феодосия-Порт», которая со временем стала главным городским вокзалом. С 1 (14) января 1907 года бывшую станцию «Феодосия» стали называть «Сарыголь».

Строительство порта велось в 1891-1895 годах (работами по строительству руководил известный военный инженер и археолог А. Бертье-Делагард, а рабочим здесь пытался устроиться молодой А. Пешков - будущий писатель М. Горький). На строительство было потрачено 3 985 202 руб., а на оборудование дополнительно почти 1 млн. 100 тыс. руб. 9 (21) сентября 1896 года министр путей сообщения князь М. Хилков торжественно открыл новый порт. Феодосия вновь превращается в важный коммерческий порт юга России. Как и в прошлом, через нее за границу вывозится огромное количество зерна. В городе строятся каменные амбары для хранения зерна (в одном из бывших хлебных амбаров сегодня находится кинотеатр «Украина»).

Кинотеатр Украина

В начале XX века через Феодосию началась перевалка бакинской нефти.

Из воспоминаний И. Саркизова-Серазини, известного врача, писателя, детство и юность которого прошли в Феодосии.

«Не было дня, чтобы на причалах порта не стояло несколько судов. В осенние месяцы, после уборки хлеба, не хватало места для иностранных судов, и они терпеливо отстаивались в море за широким молом... Однажды я насчитал в порту у причалов и за волнорезом до 35 пароходов. Целый торговый флот, оживлявший берег Феодосии!».

Феодосия вновь переживает стремительный расцвет. Она активно застраивается. Именно в начале XX века окончательно сформировался так называемый дачный район - линия особняков вдоль полотна железной дороги, которые сегодня являются украшением Феодосии (впрочем, в начале XX века многие феодосийцы негативно отзывались об этих зданиях). За несколько лет территория города, поглотившего бывшие предместья, увеличилась втрое. Популярный путеводитель по Крыму Г. Москвича (издание 1910 года) сообщал, что

«Феодосия - уездный город Таврической губернии с 35 тыс. жителей, довольно красивый, чистый и благоустроенный... Главные улицы, порт и многие учреждения и частные дома освещаются электричеством».

Более чем в три раза в конце XIX - начале XX веков возросла численность населения города. В 1897 году здесь проживало 27 238 жителей, в 1910 году - 32 465, в 1914 году - до 38 тыс.

Все религиозные общины города имели свои храмы или молитвенные дома. В XIX - начале XX веков в Феодосии преобладали христиане. Среди христианского населения первое место оставалось за православными. На втором месте после христиан по численности в XIX веке были мусульмане, в начале XX века - иудеи. Постоянно здесь проживали также армяно-григориане, католики, протестанты (в основном лютеране), караимы...

Как заметил И. Саркизов-Серазини:

«Жители Феодосии напоминали мне левантийцев Перы и Галаты в Константинополе. В населении, состоявшем из русских, украинцев, татар, армян, греков, евреев, караимов, цыган, немцев, итальянцев, болгар, турок, наиболее крупные капиталы концентрировались в руках караимской, армянской и греческой буржуазии... Кому не известны в Крыму имена... фабрикантов и заводчиков Стамболи, Маччола, Бедризова, Алтунжи, капиталистов и банкиров, подобно фамилиям Крыма, Хаджи, Грамматиковым, Неофитовым, Багдасаровым и др.».

По воспоминаниям феодосийского старожила А. Ермолинского, которые хранятся в фондах Феодосийского краеведческого музея:

«... в Феодосии было широкое поле деятельности для приложения своего труда и проявления личной инициативы. Несколько табачных фабрик, кирпичные, известковые и цементные заводы, механический завод, различные производственные мастерские, многочисленные торговые предприятия всегда нуждались в рабочей силе. Также был большой спрос на строительных и транспортных рабочих, работников коммунального хозяйства... Все это создавало неограниченные возможности для выбора работы по способности и по вкусу».

Примечательно, что в конце XVIII - начале XX веков Феодосия пережила один из наиболее продолжительных мирных периодов в своей истории: за 135 лет ее ни разу не захватили иноземные войска (лишь дважды - в 1878 и в 1914 годах - во время Русско-турецкой и I мировой войн город обстреляли орудия вражеских кораблей). А вот бурные события революций 1905-1907 и 1917 годов не обошли Феодосию стороной. В начале XX века здесь действуют подпольные организации радикальных революционных партий. Советская власть впервые устанавливается 2(15).01.1918 году. Одним из руководителей феодосийского вооруженного восстания становится прапорщик И. Федько, в дальнейшем видный советский военачальник.

©Журнал Крым - твой путеводитель по Крыму. Все права защищены.