В составе Российского государства: Феодосия и Айвазовский. Субашская вода

В XIX - начале XX века город слыл одним из культурных центров полуострова.

Из воспоминаний И. Саркизова-Серазини, известного врача, писателя, детство и юность которого прошли в Феодосии.

«...в этом уголке, лишенном нарядной красоты Южного побережья, возникает целая художественная школа с именами, известными всей России и даже всему миру... Никому не известная Феодосия долгие годы привлекает к себе внимание художников России, коллекционеров Европы, историков искусства и крупнейших музеев. Иностранцы-ученые, как Граперон, Бертран, Колли, отец известного художника Лагорио, связывают свою судьбу с тихим городом, посвящают ему жизнь, свои силы, свое насыщенное любовью перо».

Феодосия второй половины XIX века была Феодосией Ивана Константиновича Айвазовского (1817-1900). Молодой, но уже известный художник предпочел столичной суете жизнь в своем родном городе, в 40-х годах XIX века построив здесь на берегу моря дом. Великий маринист активно участвовал в бурной общественной и культурной жизни города. Ни одно событие не проходило мимо него. Часто Айвазовский представлял интересы города при дворе. Энергичный и неутомимый, он проводил археологические изыскания, хлопотал о благоустройстве города, ратовал за возрождение торгово-экономического значения Феодосии, занимался попечительством и благотворительностью. В 1871 году построил на холме Митридат новое здание для Музея древностей с часовней для помещения праха генерала П. Котляревского (прах генерала, похороненного на территории своего имения, так и не был перенесен в часовню. В 1882-1883 годах владелец «Доброго приюта» - так называлось имение - возвел над могилой Котляревского часовню. (Сегодня точное место погребения героя кавказских войн нам неизвестно). В 1880 году Айвазовский открыл первую в России публичную картинную галерею и завещал ее родному городу.

В 1887 году Айвазовские дарят феодосийцам часть воды из собственного источника Субаш, который находился в загородном имении Айвазовских (ныне село Айвазовское Кировского района). Торжественное открытие феодосийско-субашского водопровода состоялось 18.09.1888 года у фонтана Айвазовского (фонтан был построен в 1888 году на средства и по проекту Айвазовского. Именем мариниста его назвали по велению императора Александра III). На строительство водопровода к 1890 году город затратил 231 689 руб. 93 коп.

Фонтан Айвазовского

Ранее Феодосия снабжалась питьевой водой из остатков средневекового водопровода. Но в этом старинном водопроводе воды из года в год становилось все меньше. Так, в засушливые месяцы 1880-х годов почти 11 тыс. феодосийцев получали из пяти городских фонтанов 3-4 тыс. ведер воды в сутки. На одного человека приходилось 3,35-4,47 л. В очередях у фонтанов нередко случались драки.

Сейчас в Феодосии можно увидеть два фонтана (не считая двух средневековых армянских), игравших важную роль в системе водоснабжения города «досубашского» периода. На углу улиц 8 Марта и Чапаева сохранилось строение Гаевского фонтана. П. Гаевский - управляющий феодосийской складочной таможней (1821-1853 годы), феодосийский градоначальник (1821-1822, 1829 годов). На старинном караимском фонтане во дворе детского сада Феодосийского морского порта по ул. Желябова (бывшей Турецкая) сохранилась мраморная табличка (8,6х14,3 см) с надписью: «... Шепетей владелец 1840 года».

Гаевский фонтан

Субашская вода в целом решила проблему водоснабжения города. Она продавалась в пяти водоразборных будках-фонтанах. Из фонтана Айвазовского пить воду разрешалось бесплатно. В дальнейшем в город поступала и вода источника Кошка-Чокрак, принадлежавшего управлению железных дорог (на пересечении улиц Свердлова, Боевой и Симферопольского шоссе сохранилась водонапорная башня кошка-чокракского водопровода «Белый бассейн» - памятник промышленной архитектуры начала XX века).

Былый бассейн

В начале XX века продолжался поиск новых источников водоснабжения. Так, в 1914 году лесничим Ф. Зибольдом на вершине Тепе-Оба был построен конденсатор для добычи атмосферной влаги (каменная чаша конденсатора сохранилась до наших дней).

Конденсатор влаги на вершине Тепе-Оба

Поиски пресной воды привели к открытию феодосийских лечебных минеральных вод: «Паша-Тепе» в 1904 году и «Кафа» в 1913 году («Феодосия» и «Крымский нарзан»).

Паша-Тепе

Решение проблемы водоснабжения города создало благоприятные условия для его дальнейшего развития.

И вновь расцвет

3 (15) августа 1892 года произошло одно из самых значительных событий в истории Феодосии. В этот день после долгих лет ожидания и неудачных попыток была открыта Джанкой-Феодосийская линия Лозово-Севастопольской железной дороги.

Нужно сказать, что становление железнодорожной сети в Северном Причерноморье сопровождалось большим накалом страстей. Железная дорога для портовых городов была гарантией экономического процветания. Поэтому неудивительно, что за право иметь железную дорогу велось ожесточенное соперничество между городами региона. Более удачливыми конкурентами Феодосии в разное время были Одесса, города Приазовья, Севастополь.

О феодосийской железной дороге заговорили еще в 20-е годы XIX века, когда англичане предложили императору Александру I соединить железнодорожной трассой Феодосию и Москву. Реальный шанс получить железную дорогу появился у Феодосии после Крымской войны. В 1857 году «Главное Общество Российских Железных Дорог», учредителями которого были крупнейшие банкирские дома Парижа, Амстердама и Лондона, начало работы по созданию первой общегосударственной сети русских железных дорог. Одна из железнодорожных ветвей должна была прийти в Феодосию. Но из-за финансовых неурядиц работы на феодосийском участке уже в 1860 году были прекращены.

Но три года железнодорожного строительства изменили и город, и его жителей. В это время из провинциального, богом забытого захолустья Феодосия превратилась в сказочный магнит, притягивавший людей и деньги. В 1857-1860 годах город пережил настоящий строительный бум. Стоимость земельных участков возросла в несколько раз. Возникали новые фирмы, конторы. Тихую жизнь феодосийского общества буквально взорвали хлынувшие в город иностранцы - инженеры, коммерсанты, впрочем, также авантюристы и мошенники. Феодосийцы начали ощущать себя частью Европы. И когда проект лопнул, жители города, ранее наблюдавшие за железнодорожными хлопотами как бы со стороны, начали активную борьбу за железную дорогу.

В 1885 году было принято решение о переводе коммерческого порта из Южной бухты Севастополя. Порт предполагалось перевести в Феодосию или в Стрелецкую бухту Севастополя. Особая комиссия, несколько лет изучавшая этот вопрос, так и не смогла остановиться ни на одном варианте. Право окончательного выбора места для главного коммерческого порта Крыма император Александр III предоставил комитету министров. В апреле-мае 1890 года вопрос о коммерческом порте трижды обсуждался на заседаниях комитета министров. В результате сторонники Феодосии - председатель комитета и девять его членов (в том числе сын царя Николай - будущий последний российский император) - оказались в меньшинстве. Но Александр III принял сторону меньшинства, тем самым решив судьбу Феодосии.

Линию тянули от станции Джанкой Лозово-Севастопольской железной дороги (она была построена в 1875 году). Кое-где использовали железнодорожные сооружения 1857-1860 годов. Принимались во внимание местные условия: рельеф, освоенность земель. Был выбран наиболее выгодный маршрут трассы. Железную дорогу вели к феодосийскому порту, а кратчайший путь к нему с севера проходит по берегу моря. Поэтому трассу проложили по искусственной насыпи у среза воды. На другой искусственной насыпи, полностью изменившей линию берега в районе порта, были построены портовые сооружения. В связи с возведением насыпей был полностью уничтожен участок песчаного пляжа (не одно поколение феодосийцев обвиняет в гибели пляжа И. Айвазовского, якобы разрешившего тянуть дорогу именно так. Однако это лишь один из феодосийских мифов, связанных с личностью великого мариниста). Вблизи дачи книгоиздателя А. Суворина железная дорога разрезала возвышенность.

Железная дорога вдоль дачи Суворина

Для удобного проезда к дачам и морю в этом месте был поставлен трехарочный мост с ажурной оградой, называвшийся Сарыгольским (находится он на стыке проспекта и ул. Д. Ульянова).

Сарыгольский мост

Первое время поезда доходили лишь до нынешней станции «Айвазовская», которую тогда назвали «Феодосия» или «Большой вокзал». С устройством портовой линии появилась станция «Феодосия-Порт», которая со временем стала главным городским вокзалом. С 1 (14) января 1907 года бывшую станцию «Феодосия» стали называть «Сарыголь».

Строительство порта велось в 1891-1895 годах (работами по строительству руководил известный военный инженер и археолог А. Бертье-Делагард, а рабочим здесь пытался устроиться молодой А. Пешков - будущий писатель М. Горький). На строительство было потрачено 3 985 202 руб., а на оборудование дополнительно почти 1 млн. 100 тыс. руб. 9 (21) сентября 1896 года министр путей сообщения князь М. Хилков торжественно открыл новый порт. Феодосия вновь превращается в важный коммерческий порт юга России. Как и в прошлом, через нее за границу вывозится огромное количество зерна. В городе строятся каменные амбары для хранения зерна (в одном из бывших хлебных амбаров сегодня находится кинотеатр «Украина»).

Кинотеатр Украина

В начале XX века через Феодосию началась перевалка бакинской нефти.

Из воспоминаний И. Саркизова-Серазини, известного врача, писателя, детство и юность которого прошли в Феодосии.

«Не было дня, чтобы на причалах порта не стояло несколько судов. В осенние месяцы, после уборки хлеба, не хватало места для иностранных судов, и они терпеливо отстаивались в море за широким молом... Однажды я насчитал в порту у причалов и за волнорезом до 35 пароходов. Целый торговый флот, оживлявший берег Феодосии!».

Феодосия вновь переживает стремительный расцвет. Она активно застраивается. Именно в начале XX века окончательно сформировался так называемый дачный район - линия особняков вдоль полотна железной дороги, которые сегодня являются украшением Феодосии (впрочем, в начале XX века многие феодосийцы негативно отзывались об этих зданиях). За несколько лет территория города, поглотившего бывшие предместья, увеличилась втрое. Популярный путеводитель по Крыму Г. Москвича (издание 1910 года) сообщал, что

«Феодосия - уездный город Таврической губернии с 35 тыс. жителей, довольно красивый, чистый и благоустроенный... Главные улицы, порт и многие учреждения и частные дома освещаются электричеством».

Более чем в три раза в конце XIX - начале XX веков возросла численность населения города. В 1897 году здесь проживало 27 238 жителей, в 1910 году - 32 465, в 1914 году - до 38 тыс.

Все религиозные общины города имели свои храмы или молитвенные дома. В XIX - начале XX веков в Феодосии преобладали христиане. Среди христианского населения первое место оставалось за православными. На втором месте после христиан по численности в XIX веке были мусульмане, в начале XX века - иудеи. Постоянно здесь проживали также армяно-григориане, католики, протестанты (в основном лютеране), караимы...

Как заметил И. Саркизов-Серазини:

«Жители Феодосии напоминали мне левантийцев Перы и Галаты в Константинополе. В населении, состоявшем из русских, украинцев, татар, армян, греков, евреев, караимов, цыган, немцев, итальянцев, болгар, турок, наиболее крупные капиталы концентрировались в руках караимской, армянской и греческой буржуазии... Кому не известны в Крыму имена... фабрикантов и заводчиков Стамболи, Маччола, Бедризова, Алтунжи, капиталистов и банкиров, подобно фамилиям Крыма, Хаджи, Грамматиковым, Неофитовым, Багдасаровым и др.».

По воспоминаниям феодосийского старожила А. Ермолинского, которые хранятся в фондах Феодосийского краеведческого музея:

«... в Феодосии было широкое поле деятельности для приложения своего труда и проявления личной инициативы. Несколько табачных фабрик, кирпичные, известковые и цементные заводы, механический завод, различные производственные мастерские, многочисленные торговые предприятия всегда нуждались в рабочей силе. Также был большой спрос на строительных и транспортных рабочих, работников коммунального хозяйства... Все это создавало неограниченные возможности для выбора работы по способности и по вкусу».

Примечательно, что в конце XVIII - начале XX веков Феодосия пережила один из наиболее продолжительных мирных периодов в своей истории: за 135 лет ее ни разу не захватили иноземные войска (лишь дважды - в 1878 и в 1914 годах - во время Русско-турецкой и I мировой войн город обстреляли орудия вражеских кораблей). А вот бурные события революций 1905-1907 и 1917 годов не обошли Феодосию стороной. В начале XX века здесь действуют подпольные организации радикальных революционных партий. Советская власть впервые устанавливается 2(15).01.1918 году. Одним из руководителей феодосийского вооруженного восстания становится прапорщик И. Федько, в дальнейшем видный советский военачальник.

Вам был полезен этот материал? Да +4 Нет Спасибо за Вашу оценку!
Нашли ошибку в тексте? Пожалуйста, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Добавить комментарий

Нажимая кнопку «Добавить», я подтверждаю, что ознакомлен(а) с Правилами размещения сообщений, принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку своих персональных данных
Никто ещё не оставил комментариев, станьте первым.

Другие публикации по теме

Еще 7 публикаций

Новости в Крыму

В селе Кукушкино установлен памятник Александру Невскому
В селе Кукушкино установлен памятник Александру Невскому
В селе Кукушкино Раздольненского района состоялось торжественное открытие памятника великому русскому полководцу, государственному деятелю Александру...
В районе Керчи обнаружена сельская усадьба времен Римской империи
В районе Керчи обнаружена сельская усадьба времен Римской империи
В районе Керчи обнаружена сельская усадьба времен Римской империи. В усадьбе жили представители «среднего класса» Боспорского царства, о чем...
Семейные путешествия
Великие люди о Крыме
Великие люди о Крыме
Во все времена великие ученые, поэты, писатели, знаменитые полководцы, путешественники и государственные деятели приезжали в Крым за вдохновением,...
Сквозь леденящий холод весеннего Тырке
Сквозь леденящий холод весеннего Тырке
Люди, когда погода весной еще неустойчивая, обязательно берите в поход теплые вещи - лучше взять больше, чем обморозить пальцы или схватить...
Скалы, Горы и Перевалы
Гора Пакся
Гора Пакся
Пакся или Пакея, Папия, Папса - гора, покрытая редколесьем, имеет очертания правильного конуса. Расположена 3,5 км к северу от села Рыбачье, на...
Ущелья и Каньоны
Ущелье Чигенитра
Ущелье Чигенитра
Ущелье Чигенитра находится в юго-восточной части плато Караби-яйла. Ущелье лежит между горой Кутур-Кая и собственно Караби. Расположено в 8 км к...
Пещеры и Шахты
Шахта Тисовая
Шахта Тисовая
Карстовая шахта Тисовая находится на горном массиве Караби-яйле. Раположена в 80 м от пещеры Крымская....
Острова Крыма
Скала Золотые Ворота
Скала Золотые Ворота
Золотые Ворота - прибрежная скала арочной формы у горно-вулканического массива Кара-Даг. Золотые ворота Кара-Дага — самая знаменитая скала древнего...
Крымские яйлы
Тырке-яйла
Тырке-яйла
Тырке-яйла - платообразующая всхолмленная возвышенность с несколькими вершинами. Массив Тырке возвышается над верховьями Бурульчи, замыкая с юга...
Мысы Крыма
Мыс Чобан-Куле
Мыс Чобан-Куле
Мыс Чобан-Куле или Башенный мыс или мыс Агира - обнажённый обрывистый мыс, далеко выдается в море, округлый выступ береговой линии, который с запада...
Пещерные города и монастыри
Песчаные косы Крыма
Камыш-Бурунская коса
Камыш-Бурунская коса
Аршинцевская коса — одно из самых любимых пляжных мест отдыха местных и приезжих отдыхающих. Ранее она называлась Камыш-Бурунская. Название...
Моря, Заливы и Бухты
Кутлакская бухта
Кутлакская бухта
Кутлакская бухта или Весёловская бухта – продолжение долины крохотной речки Кутлак, протекающей возле села Весёлое. С востока бухта прикрыта...
Пляжи Крыма
Пляжи села Солнечногорское
Пляжи села Солнечногорское
Одним из главных достоинств курорта Солнечногорское является пляж, который состоит из мелкой гальки, смешанной с серо-красным песком вулканического...
Развлекательные комплексы
Горнолыжный курорт «Ангарский Перевал»
Горнолыжный курорт «Ангарский Перевал»
Горнолыжный курорт «Ангарский Перевал» расположен на склоне горного массива Чатыр-Даг недалеко от села Перевальное Симферопольского района. Ангарский...
Реки и Озёра
Река Куру-Узень
Река Куру-Узень
Река Куру-Узень (также Ксыр-Пата, Ксеро-Потам, Каравайда) - река на южном берегу Крыма, на территории Городского округа Алушта. Длина реки - 9 км. У...
Набережные Крыма
Набережная Нового Света
Набережная Нового Света
Набережная Нового Света - это главная улица курортного посёлка. Набережная протянулась вдоль берега на семьсот метров. Особым украшением набережной...
Виноделие Крыма
Завод шампанских вин «Новый Свет»
Завод шампанских вин «Новый Свет»
«Новый Свет» — предприятие по производству игристого вина классическим французским бутылочным методом шампанизации, расположено в посёлке Новый Свет....
Заповедники Крыма
Карадагский природный заповедник
Карадагский природный заповедник
Карадагский природный заповедник - природный заповедник Крыма, расположен в юго-восточной части Крыма. Заповедник занимает территорию вулканического...
Памятники природы
Орех Юрия Никулина
Орех Юрия Никулина
Орех Юрия Никулина — ботанический памятник природы регионального значения. Растёт при входе в Долину Привидений на юго-западном склоне горы Южная...
Урочища Крыма
Урочище Демерджи
Урочище Демерджи
Урочище Демерджи - геологический памятник природы регионального значения, расположен в Крымских горах на территории Городского округа Алушта. Площадь...
Парки и Сады
Парк дома отдыха «Судак»
Парк дома отдыха «Судак»
Парк туристско-оздоровительного комплекса «Судак» - самый красивый и ухоженный парк Юго-Восточного Крыма, является парком-памятником садово-паркового...
Заказники Крыма
Гидрологический заказник «Хапхальский»
Гидрологический заказник «Хапхальский»
Государственный природный заказник «Хапхальский» расположен на территории Городского округа Алушта в ущелье Хапхал западнее села Генеральское....
Тектонические памятники
Грязевой вулкан Джау-Тепе
Грязевой вулкан Джау-Тепе
Самый большой грязевой вулкан Джау-Тепе находится на юго-западной равнине Керченского полуострова у окраины села Вулкановка, у дороги Феодосия -...
Водопады Крыма
Водопады ущелья Люка
Водопады ущелья Люка
Водопады в ущелье Люка расположены на речке с одноименным названием. Точно сказать сколько водопадов на Люке затруднительно. Вопрос в том, что...
Тропы здоровья
Экскурсионный маршрут «Караул-Оба»
Экскурсионный маршрут «Караул-Оба»
Экскурсионный маршрут по горе Караул-Оба - вторая экологическая тропа ботанического заказника «Новый Свет», которая начинается в Кутлакской бухте...
Крепости Крыма
Башня Чобан-Куле
Башня Чобан-Куле
Башня Чобан-Куле (Чабан-Куле, Чобан-Кале) - развалины замка XV века на морском побережье в юго-восточной части Крыма. Расположена в 5 километрах от...
Памятники архитектуры
Фонтан Коин-Чешме
Фонтан Коин-Чешме
Фонтан Коин-Чешме находится на площади в центре села Весёлое Судакского региона. Древний фонтан построен еще в середине XIV века из кутлакского...
Памятники, Монументы
Памятник троллейбусу
Памятник троллейбусу
Памятник крымскому троллейбусу установлен на Ангарском перевале на трассе Симферополь-Алушта-Ялта в 2012 году. На высоком постаменте возле трассы...
Историко-культурные заповедники
Музей-заповедник «Судакская крепость»
Музей-заповедник «Судакская крепость»
Государственное бюджетное учреждение Республики Крым «Музей-заповедник «Судакская крепость» создан 1 августа 2014 года на базе государственного...
Фортификационные сооружения
29-я береговая батарея
29-я береговая батарея
29-я береговая артиллерийская батарея Керченского укрепленного сектора береговой обороны Черноморского Флота СССР расположена в районе Тобечикского...
Памятники археологии
Пещерный монастырь под горой Сокол
Пещерный монастырь под горой Сокол
Под горой Сокол в Новом Свете сохранились остатки средневекового монастыря Византийской эпохи. У последнего перед поселком мыса с дороги виден...
Тоннели и Подземные сооружения
Объект Феодосия-13
Объект Феодосия-13
Феодосия-13 или Предприятие почтовый индекс 105 - бывший секретный объект близ Судака в урочище Кизилташ, хранилище ядерного оружия. В...
Историческая территория
Бульварная горка
Бульварная горка
Бульварная или Красная горка — это небольшая возвышенность в центре Феодосии, нависшая над проспектом Айвазовского (над корпусами санатория Восход),...
Святыни Крыма
Храм Покрова Пресвятой Богородицы, Рыбачье
Храм Покрова Пресвятой Богородицы, Рыбачье
Храм Покрова Пресвятой Богородицы расположен в селе Рыбачье Городского округа Алушта. Построен храм в 2010 году на месте бывшего летнего кинотеатра....
Музеи и Галереи
Музей катастроф на водах
Музей катастроф на водах
Музей катастроф на водах находиться в селе Малореченское. Расположен в цокольном этаже-платформе храма-маяка Святого Николая Чудотворца. Открыт 7 мая...
Аэродромы Крыма
Аэропорт Керчь
Аэропорт Керчь
Аэропорт Керчь, Войково - гражданский аэропорт Восточного Крыма, расположенный на северо-западе города Керчь, недалеко от железнодорожного вокзала....
Дворцы, Имения, Усадьбы
Дворец князя Голицына
Дворец князя Голицына
Дворец князя Голицына расположен в самом центре посёлка Новый Свет. Дворец является главной архитектурной достопримечательностью Нового Света. Дом...
Маяки Крыма
Меганомский маяк
Меганомский маяк
Меганомский маяк находится на мысе Меганом полуострова Меганом. К работам по возведению маяка на мысе Меганом приступили в августе 1894 года. 15...
Морские порты Крыма
Феодосийский морской порт
Феодосийский морской порт
Феодосийский морской торговый порт расположен в Феодосии на берегу Феодосийского залива Черного моря. Феодосийский морской торговый порт...