СПЕЦПРОЕКТ

Два берега - одна страна

#ждеммост

Фото: Сергей Бобылев / ТАСС

Мост через Керченский пролив

Сегодня возведение моста через Керченский пролив называют одним из самых глобальных и амбициозных строительных проектов России. Масштабы впечатляют: 19-километровый Крымский мост должен соединить полуостров с материковой частью России. Очень скоро Крым может стать главным Российским курортом, и строительство Керченского моста — это ключевая необходимость для развития этого региона. Мост не только наладит бесперебойное автомобильное и железнодорожное сообщение с Крымом, но и даст дополнительный импульс развитию всего юга России.

Керченский мост — один из крупнейших мостов в России. Он состоит из параллельно расположенных автомобильных и железнодорожных трасс, а его протяженность составляет 19 км. Трасса начинается на Таманском полуострове, проходит по существующей 5-километровой дамбе и острову Тузла. Затем она пересекает Керченский пролив, огибая с севера мыс Ак-Бурун, и выходит на крымский берег. Мост планируется создать как автомобильным, так и железнодорожным. При этом сам Керченский пролив останется судоходным: инженерами предусмотрены арочные пролеты.

Решение о необходимости возведения такого моста было принято после воссоединения Крыма с Россией в 2014 году. Тогда же началась реализация проекта строительства моста через Керченский пролив. Была детально проработана концепция транспортного перехода. К работе над проектом транспортного перехода были привлечены ведущие специалисты научных, проектных, строительных и образовательных организаций России. После чего российское правительство издало распоряжение об определении единственного подрядчика для проектирования и строительства моста. В 2015 году на двух берегах и в акватории Керченского пролива началась подготовка к масштабной стройке, а в 2016 году мостоотряды приступили к погружению свай моста.

Веками люди задумывались о создании надежной и безопасной переправы, которая соединила бы между собой Крымский и Таманский полуострова. Начать реализацию сложнейшего проекта удалось в наши дни. Предполагается, что мост в Крым будет построен за рекордные три года: в декабре 2018 года по мосту будет открыто движение автомобилей в рабочем режиме, а в 2019 году - поездов, и он будет полностью введен в эксплуатацию после окончательного завершения всех работ и благоустройства территории.

1 октября 2015 года дан старт строительству автомобильного подхода к мосту через Керченский пролив со стороны Краснодарского края – заложен первый камень на нулевом километре дороги. Это 40 км дороги, которые соединят трассу М-25 Новороссийск – Керченский пролив с будущим мостом.

Из истории...

Начиная с VII века до н. э. существовало сообщение между западным и восточным берегами древнего Боспорского царства, которое располагалось на двух полуостровах — Керченском и Таманском. Киммерийцы могли перегонять вброд свои стада через мелководье, соединявшее Азовское и Черное моря. Ширина Керченского пролива позволяла торговцам и рыбакам переправляться на лодках.

Из истории известно, что ни один год, ни одно десятилетие, и даже ни один век люди задумывались о создании надежной и безопасной переправы, которая соединила бы между собой Крымский и Таманский полуострова. Еще в далеком 1064 году первые известные гидрографические работы в стране провел князь Глеб Тмутараканский. Он измерил по льду ширину Боспора Киммерийского (так называли Керченский пролив в те времена) от Тьмутаракани на таманском берегу до Корчева (ныне город Керчь). Отчёт о результатах работ был найден в XVIII веке высеченным на Тмутараканском камне. Тогда он насчитал 14 тысяч саженей, что составляет около 30 километров.

В 1870 году Керчь и Тамань связал телеграфный кабель. Англичанам нужна была связь с Индией, и по дну Керченского пролива проложили линию знаменитого Индо-Европейского телеграфа, соединившего Лондон с Индией. Телефонная связь работала так хорошо, что у подданных королевы Виктории возникла мысль проложить прямую железную дорогу в Индию, и в 1901 году английское правительство рассмотрело проект строительства железнодорожной магистрали беспримерной протяжённости от Лондона до Дели. Тогда впервые и возникла идея построить над проливом мост. Однако это требовало немалых затрат и Великобритании от задумки пришлось отказаться.

В 1903 году идеей строительства моста заинтересовался император Николай II. К проектированию были подключены лучшие российские инженеры, которые к 1910 году разработали проект Керченского переезда, реализации которого помешала Первая мировая война.

В 1930-е годы советские учёные спроектировали масштабное сооружение — железнодорожную линию от Херсона до Поти через Керченский пролив. Крупнотоннажные детали конструкций моста отечественные заводы изготовить не могли, и их заказали в Германии. Проект не был реализован в связи с началом Второй мировой войны.

В 1943 году немецкие войска соорудили понтонный мост через Керченский пролив с пропускной способностью до тысячи тонн груза в день. Гитлер потребовал возвести 5-километровый постоянный мост, однако проект не был реализован.

После освобождения Крыма от немецких войск в 1944 году за 7 месяцев был построен Керченский железнодорожный мост. Длина моста составила 4,5 км, ширина — 22 метра, он имел 115 пролётов по 27,1 м каждый и 110-метровое поворотное устройство в средней части для обеспечения прохода крупнотоннажных судов.

В феврале 1945 года по мосту проехал личный поезд Ворошилова, на котором возвращались с Ялтинской конференции главы правительств стран Антигитлеровской коалиции.

В конце февраля 1945 года лёд, нагнанный ветром из Азовского моря, разрушил 42 опоры моста. Правительственная комиссия рекомендовала разобрать временный мост. После окончания войны рассматривался вопрос о строительстве нового моста на месте разрушенного. Заместитель наркома путей сообщения Гоциридзе, представляя проект нового моста Сталину, в качестве последнего аргумента заявил: «Это, товарищ Сталин, будет царь-мост», на что тот ответил: «Царя мы свергли в 1917 году». Проект не был реализован. Работы по разборке конструкций разрушенного моста длились 23 года.

В 1949 году Министерством путей сообщения СССР был создан технический проект моста через Керченский пролив, который предусматривал создание комбинированного двухуровневого транспортного перехода для железнодорожного и автомобильного транспорта в районе паромной переправы «Крым — Кавказ». Данный проект также не был реализован.

В сентябре 1954 года сообщение между Крымом и Кубанью все-таки появилось: из порта Кавказ в порт Крым начали курсировать паромы. Но этого было недостаточно, и тогда решили возвести плотину с мостом через Керченский пролив. Эту идею долго вынашивали, но, в конце концов, в 1986 году от строительства плотины отказались. Все чаще стали возвращаться к мысли о сооружении моста.

После распада Советского Союза о возможности постройки моста через Керченский пролив заявлялось неоднократно. С 1991 года было разработано порядка 20 проектов транспортного сообщения.

21 апреля 2010 года президенты России и Украины подписали Харьковские соглашения, в которых речь также шла и о возведении моста через пролив. Мост планировалось построить к 2014 году. Однако, и эти планы также не были осуществлены.

В марте 2014 года в связи с фактическим присоединением Крыма к России, ухудшением российско-украинских отношений и с возможной угрозой остановки сообщения России с Крымом через территорию Украины, планирование и подготовка строительства моста значительно активизировались. Строительство моста через Керченский пролив вновь приобрело стратегическое значение и стало жизненно необходимым для жителей Крыма и его развития.

Строительство моста через Керченский пролив планируется завершить в
декабре 2018 года

Керченский мост — один из крупнейших мостов в России. Он состоит из параллельно расположенных четырехполосной скоростной автомобильной и двухполосной железнодорожной магистралей. Общая протяженность моста составляет 19 километров, а длина его морских участков более 13 километров. Трасса начинается на Таманском полуострове, проходит по существующей 5-километровой дамбе и острову Тузла. Затем пересекает Керченский пролив и, огибая с севера мыс Ак-Бурун, выходит на крымский берег. Путь судов, курсирующих по проливу, проходит под мостом. Для пропуска судов предусмотрен широкий коридор – арка высотой 35 и длиной 227 метров.

Новые возможности

Мост через Керченский пролив создаст условия для круглогодичного транспортного сообщения с Крымским полуостровом, роста туристической индустрии, развития торговли, повышения эффективности промышленных предприятий, положительно повлияет на деловую активность региона, повысит его инвестиционную привлекательность.

  1. Автомобильное сообщение

    Прямое бесплатное автомобильное сообщение с Крымом и Севастополем

  2. Железнодорожное сообщение

    Бесперебойное железнодорожное сообщение

  3. Туристическая привлекательность

    Рост туристической привлекательности Крымского полуострова

  4. Инвестиционная привлекательность

    Рост инвестиционной привлекательности региона

  5. Экономическое развитие

    Импульс экономическому развитию республики Крым и города Севастополя

  6. Стабильный товарооборот

    Стабильный товарооборот между полуостровом и материковой частью России

Технические параметры моста через керченский пролив

Почему выбран вариант прохождения моста через Тузлу

Почему в Керченском проливе построят мост, а не тоннель

Судоходный пролет моста через Керченский пролив

Этапы строительства Крымского моста

Район строительства перехода характеризуется сложными природными условиями

В Керченском проливе сложная геология, высокая сейсмика и непростые метеорологические условия. Проект моста учитывает все особенности региона, изученные в ходе многомесячных полевых и архивных работ. Проектные решения принимались на основе проведенных изысканий. Например, глубина погружения свай большая, и на некоторых участках она превышает 90 метров. Это связано с толстым слоем илистого грунта, сквозь который нужно пройти и закрепиться на плотном, надежном грунте. Для повышения сейсмостойкости опор сваи устанавливаются не только вертикально, но и под углом.

Климатические условияКлиматические условия
Сейсмическая активностьСейсмическая активность
Илистое дноИлистое дно
  • Карта и материалы: МОСТ.РФ
?
Строительство моста планируется завершить в декабре 2018 года
В декабре 2018 года по мосту будет открыто движение в рабочем режиме, а в 2019 году, после завершения всех пуско-наладочных работ и благоустройства территории, он будет введен в эксплуатацию.

#МОСТНАШ

Ваш браузер устарел и не поддерживает данную технологию. Рекомендуем воспользоваться свежей версией браузера.