https://xn--80alndgcuev0g.xn--p1ai/istoriya_kryma/khronologiya/1024-hersones.html
Херсонес
Херсонес Таврический или Херсонес в переводе с древнегреческого - «полуостров». В византийское время - Херсон, в генуэзский период - Сарсона, в летописях Древней Руси – Корсунь, у тюрских народов - Сары-Кермен (рыжая крепость) - полис, основанный древними греками на Гераклейском полуострове на юго-западном побережье Крыма. Единственный античный полис Северного Причерноморья, городская жизнь в котором непрерывно поддерживалась вплоть до конца ХIV века.
Античный период
Во второй половине V века до н. э. (422/421 годах) переселенцы-колонисты, выходцы из древнегреческого города Гераклеи Понтийской — дорийского города на южном побережье Черного моря, прочно осели в юго-западной части Крымского полуострова, основав здесь город, получивший название Херсонес.
Название Херсонес, зафиксированное в надписях на камне, на монетах, и в трудах древних историков и географов, иногда сопровождалось дополнительным определением местонахождения города: «Херсонес Таврической (земли)» - Арриан, а официальные херсонесские эпиграфические документы I веков н. э. начинались формулой «народ херсонесцев, что в Таврике». Двойное название - Гераклея Херронес - приводит Плиний. Он же сообщает, что раньше этот город назывался Мегарика. Но это свидетельство никакими другими источниками пока не подтверждено.
Но не исключено, что Херсонес был основан раньше, еще во второй половине VI века. Найдены лишь обломки амфор и других сосудов, которые указывают на то, что в V, а возможно и в конце VI века до н. э. поселение уже существовало.
Переселенцы оказались в окружении таврских племен, заселявших Гераклейский полуостров. Угроза нападения всегда нависала над херсонеситами, единственной гарантией безопасности для них было строительство мощных стен.
В IV веке до н. э., если судить по результатам археологических раскопок, Херсонес превратился в настоящий город с оборонительными сооружениями, жилыми кварталами, мастерскими, храмами и другими постройками. В начале этого столетия городская община начала чеканить монету.
С самого начала и до самого конца своей истории Херсонес являлся демократической республикой. Это означает, что власть в городе теоретически принадлежала свободным гражданам. Все вместе они составляли народное собрание, которое собиралось на площади и решало, часто, вероятно, путем голосования, важнейшие проблемы жизни полиса. Женщины, рабы, другие категории зависимого населения, люди, приехавшие из иных городов, в народном собрании не участвовали и, таким образом, были лишены политических прав. Народное собрание избирало совет, который обладал властью между его созывами. Повседневной жизнью города руководили коллегии, избиравшиеся на год. Главной была коллегия архонтов. Коллегия стратегов ведала военными делами, коллегия номофилаков следила за соблюдением законов, коллегия агораномов отвечала за порядок на рынке, коллегия астиномов наблюдала за правильностью мер и весов. Были еще казначей, гимнасиарх, занимавшийся воспитанием юношества и некоторые другие должностные лица. Ежегодно назначался новый «царь». Вероятно, это был человек, выполнявший важные религиозные функции, по его имени называли календарный год. Несмотря на весь внешний демократизм системы, благодаря сохранившимся надписям удалось подметить, что одни и те же лица из года в год занимали важнейшие должности в государстве. Значит реальная власть была распределена среди граждан неравномерно, она концентрировалась, очевидно, в руках наиболее богатых людей.
Древние греки были очень веротерпимыми людьми, они не препятствовали поклонению любым божествам, да и их собственная религиозная система была так запутана, что вряд ли кто-то разбирался в ней до конца. Но все же в каждом полисе были свои, особо любимые и почитаемые боги. Также дело обстояло и в Херсонесе. Здесь поклонялись верховному богу Зевсу, богине земли Гее, богу солнца Гелиосу, божественным близнецам Артемиде и Аполлону. Особой популярностью пользовался любимый герой всех дорийцев Геракл. Город олицетворяло специальное божество, названное Херсонас. Но главной своей богиней херсонеситы считали Деву. Это была их собственная, никому другому не принадлежавшая, богиня-заступница, богиня-покровительница, приходившая на выручку гражданам в самые критические минуты их жизни. Общие боги, церемонии у их храмов и алтарей объединяли жителей города духовно, сплачивали их перед лицом внешних опасностей.
В IV веке до н. э. Херсонес начал колонизацию земель северо-западного Крыма. В состав государства был включен ранее независимый полис Керкинитида, располагавшийся на месте современной Евпатории. У нынешнего поселка Черноморское сохранились остатки довольно крупного поселения с красноречивым названием Калос Лимен (Прекрасная Гавань). Близ озера Панское находилось несколько больших отдельно стоящих усадеб. Многобашенное укрепление обнаружено на окраине Евпатории у санатория «Чайка». На морском берегу от пересыпи Сакского озера до села Северное Черноморского района археологам известны десятки разнообразных поселений, оставленных херсонеситами. Рядом с ними в древности находились возделанные поля и виноградники. Многократное увеличение территории резко повысило экономическую мощь государства. Но в конце IV века до н. э. его ждали серьезные испытания.
В конце первой трети III века до н. э. сельскохозяйственная территория херсонесского государства пострадала от нашествия внешнего врага. Археологическими раскопками открыты слои пожаров и разрушений, происшедших в результате военных действий. Неизвестно кто захватил населенные пункты херсонеситов. Это могли быть пришедшие из-за Дона сарматы или, что более вероятно, скифы, как раз в это время оставлявшие причерноморские степи и концентрировавшиеся в Крыму. В любом случае, захват населенных пунктов неприятелем не был долговременным. В скором времени херсонеситы вернулись на обжитые места и заново отстроили их.
Херсонес достиг своей максимальной площади — 32-33 га — к концу IV - началу III века до н. э. С юга и запада он был защищен оборонительными стенами, с севера и востока ограничен берегом моря. Оборонительные стены были сложены из прекрасно обработанных известняковых плит. Через каждые 40-70, но иногда и более 100 м, к ним пристроены башни, в большинстве круглые. Перед основными оборонительными сооружениями сделали протейхизму — гораздо менее мощную стену, препятствующую подвозу к городу стенобитных машин и таранов. Между двумя стенами, в пространстве называемом периболом, осыпаемый стрелами и камнями противник оказывался в очень стесненном положении, лишался возможности маневра.
Внутригородская застройка была разделена на кварталы улицами, пересекающимися под прямыми углами. Главная продольная улица, ширина которой достигала 6 м, пересекала город с юго-запада на северо-восток и у берега моря заканчивалась площадью. Квартал состоял из двух или, чаще, четырех домов. Центром каждого дома служил двор, со всех сторон окруженный жилыми и хозяйственными помещениями. Во дворе находился колодец или цистерна для дождевой воды. С улицей двор соединялся узким коридором. Полы наиболее богатых помещений покрывались мозаиками.
На главной городской площади находился храм Девы. Рядом с ним стояли монументальные алтари Девы и божества Херсонас. В притворе храма и неподалеку от него устанавливали высеченные на каменных плитах постановления народного собрания.
Важнейшим местом сосредоточения общественной жизни каждого греческого полиса служил театр. В Херсонесе он находился в южной части города. Ряды скамей для зрителей соорудили, использовав естественный склон, один над другим. С трех сторон они окружали круглую площадку — орхестру, на которой находился хор, непременный участник драматического действия. На противоположной зрительским местам стороне орхестры располагалась скена, сценически постройка с комнатами для переодевания актеров и хранения реквизита. Между орхестрой и скеной помещалась приподнятая над землей площадка — проскений, на которой актерами разыгрывались драматические произведения.
Наиболее масштабным из распространенных в Херсонесе и обычных для любого античного города производств было керамическое. В разных районах города открыты печи, предназначенные для обжига глиняных изделий.
Опасный в пожарном отношении поселок гончаров был построен за пределами оборонительных стен. Изготавливались разнообразные сосуды, а также терракотовые статуэтки. Херсонес — это единственный северопричерноморский центр, который с IV-II века до н. э. регулярно, в больших количествах производил амфоры. На их ручки ставили клейма с именами астиномов, чиновников, следивших за соблюдением стандарта объема сосуда.
К городу примыкал обширный некрополь. Хоронили, в основном, в прямоугольных могилах, которые довольно часто обкладывали и перекрывали черепицами. Наряду с трупоположением, широко применялся обряд кремации. Сожженные останки ссыпали в специальные керамические и свинцовые урны, использовали также крупные сосуды из глины и бронзы, в обыденной жизни, предназначавшиеся для вина. Погребальный инвентарь довольно скромен, он состоял, в основном, из сосудов и украшений. Выделяется на этом фоне каменный склеп, сооруженный в непосредственной близости от городских ворот. В нем обнаружены многочисленные и разнообразные вещи, в том числе высокохудожественные золотые ожерелья и серьги.
Над могилами ставили памятники. Среди них особенно интересны узкие высокие стелы, на которых были написаны имена умерших и изображены предметы, характерные для их пола или возраста. Над могилами женщин находились памятники с изображениями лент и флаконов для благовоний, стелы над погребениями юношей-атлетов украшались рельефами стригилей и сосудов с маслом, которым натирали тело во время состязаний, зрелого мужа символизировал меч с портупеей, старика — узловатый посох.
Земляные наделы херсонеситов отличаются уникальной сохранностью, многие из них тщательно исследованы археологически, поэтому система землепользования Херсонеса изучена едва ли не лучше, чем в других областях античного мира. Почти полностью, на площади около 10000 га, был размежеван, расположенный в непосредственной близости от полиса, так называемый Гераклейский полуостров. Всю эту территорию разделили на стандартные наделы площадью около 26,5 га. Каждый надел был огражден каменной оградой. Внутри наделы с помощью каменных изгородей разделялись на участки, предназначенные для определенной сельскохозяйственной культуры. Наибольшую площадь занимали виноградники, несколько меньшую — сады. Внутри наделов находились усадьбы их хозяев.
Обычно усадьба представляла собой прямоугольную постройку с внутренним двором, окруженным жилыми и хозяйственными помещениями. В одном из углов усадьбы почти непременно строили оборонительную башню.
Присоединение северо-западного Крыма увеличило земельный фонд Херсонеса минимум, в три раза. Новые земли тоже были размежеваны. В отличие от территорий, непосредственно примыкавших к городу, на них выращивали, главным образом, пшеницу. Северо-западный Крым стал главной житницей полиса.
Скифо-Херсоннеские войны
Образовавшееся в III веке до н. э. позднескифское государство рассматривало сельскохозяйственную территорию Херсонеса как главный объект своих территориальных притязаний. Стремясь захватить северо-западный Крым, скифы начали, растянувшуюся до конца II века до н. э., серию войн с Херсонесом. Вероятно, в конце III века до н. э. херсонеситам пришлось обращаться за помощью к сарматам. Царица Амага, совершив рейд в Крым, убила скифского царя и наказала скифам не трогать соседних эллинов. Однако и после этого херсонеситы не чувствовали себя в безопасности. В начале II века до н. э. они заключили договор с царем Понта, дедом Митридата VI Евпатора, Фарнаком. Понтийский царь обязался помогать гражданам в случае «если соседние варвары выступят походом на Херсонес или на подвластную херсонесцам страну, или будут обижать херсонесцев». Даже если скифы знали о договоре между Херсонесом и Понтом, они не восприняли его серьезно. Археологические раскопки принесли неопровержимые свидетельства захвата скифами всех херсонесских поселений в северо-западном Крыму. Херсонеситы предпринимали ответные вылазки вглубь Скифии, некоторые граждане погибли под стенами скифских крепостей, но ощутимых результатов эти действия не принесли. Скифы не только заняли Керкинитиду, Калос Лимен и другие укрепления северо-западного Крыма, но и устраивали набеги на сам город, сжигая расположенные неподалеку сельскохозяйственные усадьбы. К концу II века до н. э. положение стало невыносимым. Отчаявшиеся граждане вынуждены были разрушить некрополь, вмуровывая надгробия в требовавшие спешного ремонта оборонительные сооружения. Избавление пришло в 110 году до н. э. Митридат VI Евпатор, периодически посылавший в Херсонес послов и потому бывший в курсе событий, направил в Крым армию под командованием Диофанта. В течение двух военных кампаний понтийский полководец разгромил скифов, возглавляемых царем Палаком, и их союзников роксоланов, а в третьем походе подавил восстание скифа Савмака на Боспоре. Херсонес был спасен.
Благодарные херсонеситы на морском берегу воздвигли бронзовую статую своего спасителя. Отлитый во весь рост Диофант взирал в морские дали. На обратной стороне каменного постамента, так, чтобы можно было прочесть, глядя со стороны города, по постановлению народного собрания высекли декрет, прославляющий деяния знаменитого полководца.
Декрет в честь Диофанта — важнейший исторический документ. Благодаря его тексту, о так называемых диофантовых войнах, в которых принимали участие сразу три расположенных на территории Крыма государства: Боспор, Херсонес и позднескифское царство, известно так подробно, как ни о каком другом эпизоде античной истории.
Когда же скифы обнаружили врожденное им вероломство, отложились от царя и изменили положение дел и когда царь Митридат Евпатор по этой причине снова выслал с войском Диофанта, хотя время склонялось к зиме, Диофант со своими воинами и сильнейшими из граждан двинулся против самих крепостей скифов, но, будучи задержан непогодами и поворотив в приморские местности, овладел Керкинитидой и Стенами и приступил к осаде жителей Прекрасного порта; когда же Палак, полагая, что время ему благоприятствует, собрал всех своих и, кроме того, привлек на свою сторону народ ревксиналов, постоянная покровительница херсонесцев Дева, и тогда содействуя Диофанту посредством случившихся в храме знамений предзнаменовала имеющее свершиться деяние и вдохнула смелость и отвагу всему войску; когда Диофант сделал разумную диспозицию, воспоследовала для царя Митридата Евпатора победа славная и достопамятная на все времена; ибо из пехоты почти никто не спасся, а из всадников ускользнули (лишь) немногие. Не теряя (затем) ни минуты в бездействии, (Диофант) взял войско, пойдя в начале весны на Хавеи и Неаполь со всей тяжестью [...] бежать, а остальных скифов совещаться о [...].
Отправившись в Боспорские местности, он устроил тамошние дела прекрасно и полезно для царя Митридата Евпатора; когда же скифы с Савмаком во главе подняли восстание и убили воспитавшего его боспорского царя Перисада, а против Диофанта составили заговор, он, избежав опасности, сел на отправленный за ним гражданами корабль и, прибыв (к нам) и упросив граждан, а (также) имея ревностное содействие (со стороны) пославшего его царя Митридата Евпатора, в начале весны явился с сухопутным и морским войском, а, кроме того, взял и отборных из граждан на трех судах и, отправившись из нашего города, взял Феодосию и Пантикапей, виновников восстания наказал, а Савмака, убийцу царя Перисада, захватив в свои руки, выслал в царство (Митридата) и (таким образом) восстановил власть Митридата Евпатора. Кроме того, он, содействуя отправляемым народом посольствам, во всем полезном херсонесцам является благосклонным и ревностным.
Итак, чтобы и народ оказался воздающим достойную благодарность своим благодетелям, да постановит совет и народ увенчать Диофанта, (сына) Асклепиодора, золотым венцом в праздник Парфений во время процессии, причем симмнамоны сделают (следующее) провозглашение: «Народ увенчивает Диофанта, сына Асклепиодора, синопейца, за его доблесть и благосклонность к себе»; поставить также его медную статую в полном вооружении на акрополе подле алтарей Девы и Херсонас. Об этом позаботиться вышеозначенным должностным лицам, чтобы было сделано как можноскорее и лучше; начертать же и постановление на пьедестале статуи, а потребные на это издержки выдать казначеям священных сумм.
Так постановил совет и народ месяца Дионисия девятнадцатого (дня) при царе Агеле, сыне Лагорина, при председателе эсимнетов Минин, сыне Гераклея, при секретаре Дамасикле, сыне Афинея».
В составе Понтийского царства
Освобождение от скифской угрозы стоило Херсонесу политической свободы. Наряду со многими другими греческими городами, он был включен в состав государства Понт. Когда в 80 году до н. э. Митридат VI Евпатор сделал своего сына Махара наместником Боспора, он подчинил ему и Херсонес. Предательство Махара, переход его на сторону римлян, заставили понтийского царя силой захватить свои бывшие владения. С этого времени положение Херсонеса стало особенно тяжелым. Резкое увеличение дани, рекрутирование в понтийскую армию горожан, блокада римлянами черноморских портов, расстроившаяся торговля, должны были способствовать росту антимитридатовских настроений. Но восстать херсонеситы решились только в последний год жизни Митридата — 63 год до н. э.
В составе Римской империи
После смерти Митридата, политика северопричерноморских городов определялась в Риме. Римляне никогда не забывали, где провел свои последние годы Понтийский царь и откуда исходила угроза Вечному городу. Не включая Таврику в состав своего государства, они, когда экономическими, а когда и военными методами стремились обезопасить себя от возможных сюрпризов. С точки зрения римлян, имело смысл подчинить Херсонес более сильному Боспору, возложив на последний ответственность за положение дел в регионе. Херсонеситы готовы были признать власть Рима. Он был далеко, на непосредственное руководство городом не претендовал, а в случае нужды мог помочь и деньгами, и легионерами. Другое дело Боспорское царство, стремившееся расширить свою территорию за счет всего Крымского полуострова и лишить Херсонес политической самостоятельности. На протяжении I века до н. э. и до середины II века н. э. херсонеситы, с переменным успехом, не прекращали попыток избавиться от боспорской зависимости и, сохранив фактическую самостоятельность, напрямую подчиниться Риму.
Борьба за независимость Родины от Боспора в римское время в Херсонесе героизировалась. Отдельные ее эпизоды, приукрашиваясь вымышленными подробностями, превращались в легенды, передаваемые из поколения в поколение.
Предавший Митридата VI Евпатора сын Фарнак после смерти отца получил в свои владения не только Боспор, но и Херсонес. Убивший Фарнака Асандр узурпировал власть и стал царем Боспора вопреки воле римлян. Это обстоятельство с выгодой для себя сумели использовать херсонеситы. В 46 году до н. э. в Рим было отправлено посольство во главе со знатным горожанином Гаем Юлием Сатиром. Послы просили о независимости от Боспора. Римляне, по-видимому, рассудили, что ослабление Асандра будет им на пользу и Гай Юлий Цезарь даровал Херсонесу свободу. Город обрел независимость, но очень ненадолго. 15 марта 44 года до н. э. Гай Юлий Цезарь был убит, принятые им решения потеряли силу. Херсонес, по-видимому, вновь подчинился Асандру.
В 24 году до н. э. в Херсонесе происходят события в буквальном смысле первостепенной важности. Их значение было столь велико, что в городе решили ввести новую эру. О том, что случилось, можно только догадываться. Наверное, город смог избавиться от какой-то военной опасности, казавшейся его жителям смертельной. Многие исследователи думают, что врагом Херсонеса, избавление от которого отметили столь неординарным способом как введение новой эры, могло быть Боспорское царство.
К середине I века н. э. Херсонес от боспорской зависимости, по-видимому, освободился. Город чеканит золотую монету, что мыслимо только в суверенном государстве. Система государственной власти в Херсонесе в римское время формально изменилась мало. По-прежнему действовали народное собрание, совет и коллегии. Однако в совет входили представители одних и тех же фамилий. Членство в совете, а, следовательно, и реальная власть, стало, чуть ли не наследственным. Вероятно, немногие очень богатые люди решали все важнейшие вопросы государственной жизни.
В середине I века н. э. они оказались перед трудной проблемой. Скифы, прочно владевшие всеми бывшими херсонесскими территориями в северо-западном Крыму, усилились настолько, что стали подступать к самым стенам города. Враг был явно слишком силен для того, чтобы справиться с ним собственными силами. Пришлось искать помощь извне, у римлян. В 63 году н. э. или на год-два позже в Херсонесе появился легат Мезии Тиберий Плавтий Сильван с отрядом легионеров. Он быстро справился со скифами, покинул город, но оставил в Херсонесе постоянный гарнизон. Неизвестно, как долго находились в городе римские солдаты. Неотложные дела в других регионах заставили Рим оставить Херсонес без военной поддержки, а император Адриан вновь подчинил город Боспорскому царству, когда там правил Котис II (123-132 года н. э.). Херсонеситы очень тяготились своей зависимостью. Дважды они направляли посольства к преемнику Котиса царю Реметалку, а затем главный в то время дипломат Херсонеса Аристон, сын Аттины, поехал в Рим просить о свободе у императора Антонина Пия. Миссия Аристона закончилась неудачей. Тогда за херсонеситов заступилась Родина отцов-основателей города Гераклея Понтийская. Ходатайство гераклеотов перед Антонином Пием возымело успех, город, теперь уже навсегда, получил долгожданную свободу.
Около середины II века н. э. в Херсонесе разместился и пробыл там непрерывно более ста лет гарнизон римских войск. В разное время он состоял из солдат и офицеров V Македонского, I Италийского, XI Клавдиева легионов, других более мелких подразделений, а также моряков Равеннской эскадры.
Кроме Херсонеса, римляне обосновались и в других местах в Крыму. На южном берегу, на мысе Ай-Тодор они выстроили крепость Харакс.
Еще один пункт стоянки римских войск располагался на территории современной Балаклавы. Там раскопан большой храм со скульптурами, алтарями и посвятительными надписями.
В среднем течении реки Альмы солдаты XI Клавдиева легиона изгнали скифов из поселения Альма-Кермен и на два-три десятилетия захватили его.
Расположив легионеров в нескольких ключевых местах, римляне во второй половине II - первой половине III века. н. э. непосредственно контролировали южный и юго-западный Крым. Значительная часть их воинского контингента дислоцировалась в Херсонесе, там же находилось и командование. Римляне жили в казармах, имели мастерские для удовлетворения собственных нужд, подчинялись своим командирам, когда приходило время уйти в отставку, уезжали на Родину, короче говоря, контактировали, но не смешивались с горожанами. Если возникали конфликты между командованием гарнизона и администрацией города, их старались разрешить, апеллируя к властям расположенной на территории нынешней Болгарии римской провинции Мезия, откуда присылали легионеров для прохождения службы в Херсонесе. Так, целая тяжба, сопровождаемая длительной перепиской, разгорелась в конце II века н. э. из-за взимания налогов с публичных домов. Эти увеселительные заведения, обслуживавшие, вероятно, в основном римских солдат, давали хороший доход. Его делили между гарнизоном и городом. В какой-то момент римляне превысили свою квоту и, пользуясь правом сильного, стали отбирать большую часть денег. Херсонеситы обиделись и отправили жалобу, завязалась письменная дискуссия, но в результате власти Мезии, вникнув в детали конфликта, восстановили справедливость. Делу придали такое значение, что тексты писем о проституционной подати высекли на камне и установили на видном месте.
Несмотря на присутствие римлян, Херсонес, в целом, оставался греческим городом. Сохраняется прежняя планировка городской застройки. Как тенденцию можно отметить увеличение площади домов и отдельных кварталов. Во многих домах соединяются жилые и хозяйственные функции. В них включаются винодельни и рыбозасолочные цистерны. Перестраиваются оборонительные сооружения. В юго-восточной части города выделяется окруженная со всех сторон стенами цитадель, где размещался римский гарнизон. Строятся, как минимум два, здания терм. Реконструируется театр, который, возможно, используется и для гладиаторских боев.
Значительно увеличивается территория некрополя. Раскопано много склепов с нишами-лежанками, предназначенными для захоронений. Сооружаются также гробницы из каменных плит с нишами, в которые ставили урны с пережженным прахом умерших. Со II века н. э. появляются редкие подбойные могилы, характерные для сарматов. Захоронения совершались в деревянных, каменных и свинцовых гробах, изредка — в привозных мраморных саркофагах, украшенных рельефными изображениями. Рядом с погребенными находят довольно много различных вещей. Наряду с керамической посудой, в могилы почти непременно опускаются глиняные светильники, стеклянные сосуды, различные украшения. На каменных надгробных стелах высекали надписи на греческом языке, часто краткие, изредка — довольно пространные. Некоторые из них не лишены определенных художественных достоинств.
В середине III века римляне покидают Херсонес. Вероятно, их вынудила к тому начавшаяся война с готами, которые переправились через Дунай и напали на римские провинции на Балканах. Солдаты бывших гарнизонов Херсонеса, Балаклавы и Харакса были брошены на усиление дунайских армий, а херсонеситы предоставлены собственной судьбе. Удивительно, но готам не привелось воспользоваться этим обстоятельством. В отличие от заброшенных Балаклавы и Харакса, город уцелел, а к концу столетия возобновил отношения с Римом.
В третьей четверти III века начинается заключительный этап римского периода в истории Херсонеса, который иногда рассматривают в качестве самостоятельного и называют позднеантичным. Его начало относится к третьей четверти III, а конец - ко второй четверти - середине VI века.
В конце III - начале IV веков н. э., разворачивается действие целого ряда херсонесских легенд, сохраненных в источниках, записанных 400-600 лет спустя. Одни легенды повествуют о нескольких войнах между Херсонесом и Боспором, в которых немногочисленное, но доблестное войско горожан не только одолело огромные армии боспорских владык, но и оказало неоценимую помощь самой Римской империи, другие — о первых миссионерах в Херсоне и обращении его жителей в христианство.
Средневековый период
В составе Византийской империи
В 60-х годах IV века Таврика была местом, снабжавшим империю хлебом. Жители Херсонеса, вероятно, скупали пшеницу у населения юго-западной плодородной части полуострова и с выгодой переправляли его в столицу империи, которая к тому времени переместилась в Константинополь (столица Византийской империи). Предметами экспорта были также соль и соленая рыба. Из городов на южном берегу Черного моря в Крым везли железную руду, цветные металлы, вино, оливковое масло, из Константинополя и его окрестностей — предметы роскоши, мраморные архитектурные детали, одежду и украшения, изготовленные тамошними ремесленниками.
Интересно, что практически в это же время в Херсонесе могли скрываться беглые римляне — следовательно, город не подчинялся Византийской империи. Формально Херсонес не входил в состав Восточной Римской империи, на практике его положение не многим отличалось от статуса других византийских городов.
Однако уже очень скоро императоры восстанавливают здесь свою власть. Начиная с 366 года н. э. город эпизодически используется как место ссылки политических противников императоров. Это не удивительно, ведь с точки зрения римлян Херсонес был отдаленным северным городком, с суровым холодным климатом и минимумом жизненных удобств — идеальное место для ссылки. В 370-375 года здесь уже находился римский гарнизон баллистариев. Так назывались подразделения римской армии, имевшие на вооружении метательные машины — баллисты, действовавшие по принципу арбалета. Такие орудия стреляли огромными бревнами и были весьма эффективны против варварских полчищ. Может быть, именно воссоздание римского гарнизона, а так же отстроенные византийцами крепостные стены в 488 году, о чем сообщает одна из надписей, и уберегли Херсонес от новой опасности, на этот раз — со стороны гуннов, пришедших в Северное Причерноморье в 70-х годах IV века н. э. и впоследствии наводивших ужас на всю Европу.
Контакты с Римом способствовали превращению Херсонеса в христианский город. В IV веке н. э. христианство стало государственной религией империи, и успешная карьера была закрыта для язычников. Потому полагают, что христианами в это время становились, главным образом, политические лидеры херсонесской общины, наиболее зажиточные горожане.
Показательно, что, когда в 325 году в городе Никее происходило всеобщее собрание христианского духовенства для выработки единой религиозной доктрины (Вселенский собор), среди его участников не было херсонесских христиан, но уже во втором Вселенском соборе 381 ода принимал участие епископ Херсонеса по имени Эферий. На городище найдено костяное наверпгае, некогда украшавшее жезл архиепископа, а также ряд свинцовых печатей, которыми скрепляли документы херсонесские иерархи. В V веке изображение креста стали помещать в официальных документах — надписях.
Во второй половине IV-V веков херсонесские христиане хоронили умерших в склепах, стены которых расписывали цветными красками. Среди изображений — цветы, растения и растительные орнаменты, имитация мраморной облицовки, кресты и монограммы Христа в венках, свечи, сосуды (символ таинства причастия), человеческие фигуры. Традицию украшать стены могил изображениями заимствовали из римских провинций на Ближнем Востоке или на Балканах.
Среди жителей города были не только христиане, но и язычники, а также иудаисты. В конце IV-V веков н. э. в городе существовал молельный дом иудейской общины — синагога. Это было достаточно богатое здание, украшенное фресковыми росписями. В конце V века херсонесская синагога была разрушена, может быть, землетрясением, но нельзя исключить и преследования иудаистов со стороны христиан.
Не позднее VI века н. э. в Херсонесе начинается строительство христианских храмов. Поначалу большинство церквей строились в форме базилики — вытянутого в длину помещения, разделенного рядами колонн на продольные части, к которому с восточной стороны пристраивалась сводчатая ниша (апсида) с алтарем и престолом. Базилики украшали роскошными мозаичными полами, перекрытия опирались на мраморные колонны, мрамором же отделывали дверные проемы, пороги и другие элементы конструкции. Церкви возводились в видных местах — в центре города, на агоре, а также вдоль морского берега. Корабли, прибывавшие в город, обходили его с севера и востока, следуя в гавань на юго-восточной стороне. И первое, что бросалось в глаза морякам, были именно многочисленные христианские храмы. Так Херсонес зрительно утверждался в глазах приезжих в роли очага христианства в Северном Причерноморье.
К VI веку н. э. относится один из самых известных археологических памятников христианского Херсонеса — небольшой серебряный ковчег (11x13x8,5 см), украшенный гравированными изображениями Христа, а также апостолов Петра и Павла на одной стороне, Девы Марии и двух архангелов на другой. На торцах находились изображения еще двух святых, вероятно, Сергия и Вакха. Крышку украшали четыре креста. Сохранившаяся монограмма указывает на византийского императора Юстиниана I (527-565 года н. э.). В ковчеге хранились мощи святого — предполагают, что Сергия. Интересно, однако, что в сирийской Русафе, на месте гибели св. Сергия, имеется полный комплект его костей...
Очевидно, ковчег был подарен херсонеситам византийским императором, который уделял большое внимание укреплению христианства, как из-за собственного благочестия, так и прекрасно понимая роль церкви в деле пропаганды имперских идеалов.
Не случайно предполагают, что именно Юстиниан начал программу обширного строительства церквей в Херсонесе и в других населенных пунктах Крыма.
При Юстиниане был завоеван Боспор, заключен договор о союзе с жившими в юго-западной части полуострова готами. Вероятно, для обеспечения безопасного судоходства вдоль южного берега Крыма, здесь возвели крепости Алустон (современная Алушта) и в Горзувитах (Гурзуфе). В Херсонесе по приказу императора были реконструированы укрепления.
Крымскую политику Юстиниана продолжили его ближайшие преемники. При Юстине II (565-578 года н. э.) и Маврикии (582-602 года н. э.) администрацию византийского Крыма возглавлял дукс — своего рода генерал-губернатор, он же главнокомандующий расквартированными здесь войсками.
Резиденция дукса находилась в Херсонесе. Судя по археологическим данным, в Крыму продолжалось строительство церквей и крепостей. В Херсонесе существовал приют для бедных и стариков: во время раскопок археологи обнаружили глиняные кружки с надписью «Благословление святого Фоки богадельни Херсонеса» и изображением святого. Вероятно, с помощью штампа изображение выдавливали на глине или другом материале и потом продавали в качестве сувенира, а вырученные деньги шли в пользу богадельни. Христианская благотворительность — важная черта византийской культуры: благотворительные заведения известны во многих византийских городах. На их содержание государство, император и частные лица жертвовали значительные суммы денег, а создавали их обычно деятели церкви и даже некоторые святые.
Так постепенно античный полис превращался в средневековый византийский город. Изменилось и само имя Херсонеса. В конце IV - VI веков оно потеряло несколько букв и сократилось до Херсона. Под этим именем городу суждена была еще почти тысяча лет жизни и громкая слава источника восточнославянского христианства.
Упадок и гибель Херсона
С 1223 года постоянные опустошительные набеги на Крымский полуостров совершают монголо-татары. Первый раз Херсон был разрушен в третьей четверти XIII века, возможно ханом Ногаем в 1278 году. После этого похода город уже никогда не был восстановлен в прежних границах, и его площадь сокращается практически до размеров Портового района. Кроме того, возникновение в Крыму итальянских колоний, ставших центром предпринимательской деятельности венецианских и генуэзских купцов и перемещение основных торговых путей на восточное побережье Крыма ускорили падение Херсона и к концу столетия его роль как крупного торгового центра сократилась до минимума.
В середине XIV века контроль над городом осуществляли генуэзцы.
Бедственное положение города в это время подтверждают документы константинопольского патриархата, описывающие крайнюю нищету херсонской церковной кафедры. Так, в первой половине XIV века (1318-1347 года) константинопольский патриарх вынужден взять у вновь назначенного херсонского митрополита (в ранг митрополии Херсонская епархия была возведена в 1280 году) Иеремии письменное обязательство в том, что он не будет искать причины оставаться в Константинополе и не будет просить о переводе в другое место. А в конце XIV века, терпя крайнюю бедность, херсонесский митрополит захватывает приходы соседей - Готской и Сугдейской епархий.
В 1399 году Херсон был разрушен татарами окончательно. Темник Едигей предаёт город огню и мечу. После этого сокрушительного удара Херсонесу подняться было не суждено и на месте некогда процветавшего города остались уже никогда не возродившиеся руины, и последний рукоположенный в 1440 году митрополит Херсона, жил уже не в городе, а где-то в окрестностях.
В первой половине XV века ещё теплилась жизнь небольшого рыбацкого посёлка, но вскоре население покинуло и его. В XVI веке польский посол Мартин Броневский пишет о Херсонесе:
Руины Херсона не были оставлены в покое: сначала генуэзцы опасаясь, что турки используют его развалины в своих целях, разбирали его оборонительные стены, а затем турки вывозили из города в больших количествах мраморные архитектурные детали. К счастью, сам город более никогда не застраивался, что и сохранило до нашего времени непотревоженными верхние слои городища, слои пожара и разрушения, которые дают материал для полномасштабного изучения жизни поздневизантийского города.
Внимание! Вы просматриваете версию для печати. Вернуться к стандартному виду
©Журнал Крым - твой путеводитель по Крыму. Все права защищены.