https://xn--80alndgcuev0g.xn--p1ai/bolshaya_alushta/arkhitekturnye_sooruzheniya/49-dvorec-karasan.html
Архитектурные сооружения Большой Алушты ♦ Дворцы, имения, усадьбы
Дворец Карасан
Имение Карасан — дворцово-парковый ансамбль на Южном берегу Крыма в поселке Утёс. Является памятником истории и культуры.
Сразу же за домом отдыха «Айвазовское» - восточной границы Партенита - начинается место, которое носит красивое и также непривычное для славянского языка, как и многие здешние названия, имя - Карасан. В переводе с тюркского «Кара-Гасан», от которого произошло это слово, означает «черный человек». По другим версиям слово «Карасан» связывается со среднеперсидским «Хорасан», в переводе буквально означающее «восход солнца, восток».
История имения
Местность на берегу моря, к северо-востоку от Партенита, издревле известная, как Кара-Гасан, в 1812 году принадлежала генералу Михаилу Бороздину, брату губернатора Тавриды А.М. Бороздина.
После выхода в отставку в 1816 году Михаил Михайлович окончательно поселился в своём имении и, в 1820 году, начал закладку парка, руководствуясь рекомендациями директоров Никитского ботанического сада Николая Гартвиса и Санкт-Петербургского — Фёдора фон Фишера. Руководил непосредственно посадками известный садовод Э.Ю. Либо.
После смерти Михаила Бороздина в 1839 году имение переходит к его дочери Анне Михайловне Бороздиной и ее мужу, представителю древнего дворянского рода, давшего России несколько выдающихся государственных деятелей - генералу Николаю Николаевичу Раевскому.
Он дал имению имя «Карасан»: считается, что он назвал его в честь персидской провинции Хорасан (переводится с персидского как «восход солнца»), где ему довелось побывать во времена, когда он был послом России в Персии.
Ну а основной вклад в то, каким сегодня мы видим это великолепное место, вносит их сын – Михаил Раевский.
С 1839 по 1917 год, почти 80 лет имение «Карасан» принадлежало древнему дворянскому роду Раевских.
С семьей Раевских связаны самые приятные воспоминания А.С. Пушкина. Вот, что он писал своему брату из Кишинева 24 сентября 1820 года после трехдневного пребывания в Гурзуфе:
Строительство дворца
В 1885-1887 годах для сына генерала, Михаила Раевского, на месте прежнего имения архитектором Карлом Эшлиманом был построен новый дом в мавританском стиле с элементами барочной, русской и крымско-татарской архитектуры, известный как дворец Раевских.
Архитектура трехэтажного дворца впечатляет смешением стилей, необычностью и многообразием изящных элементов и деталей. Считается, что крымский архитектор К. Эшлиман при возведении этого здания вдохновился древним дворцом XVII века, построенном в Иране в городе Исфахан.
Главный, северный, фасад, обращённый на старую подъездную дорогу, украшен выступающим ризалитом с порталом и гранеными колоннами, на уровне второго этажа декорирован большими мавританскими окнами с витражами и лепными орнаментами.
Западный фасад украшен деревянным балконом с косыми решетками, на декорированных опорах-консолях (в стиле ханского дворца в Бахчисарае).
Восточный фасад украшен гранёной башенкой с куполом, соединенной галереей с шестнадцатью мавританскими окнами с мезонином (балкон на башенке уничтожен землетрясением 1927 года).
Южный (парковый) фасад, обращённый к морю, сделан в дачном стиле — украшенные деревянной резьбой балконы с арками, наличниками и ажурными подзорами.
С возведением нового здания связана одна из легенд об этом месте. Согласно этой истории, при строительстве здания по указу управляющего использовался камень, привезенный с Медведь-горы, где был разобран средневековый христианский храм. Супругов Раевских после этого стали преследовать неудачи, они долго не могли завести детей. Только после того, как в одну из стен дома был вмурован барельеф с изображением Девы Марии с младенцем на руках, супруги дождались долгожданного первенца. Этот барельеф прекрасно сохранился до нашего времени, и сегодня им можно полюбоваться, разглядывая здание дворца.
В эти же годы расширяется парк и число растений в нем достигает 220 видов.
Экзотические растения, высаженные целыми рощами, придают ландшафту естественную гармонию природного пейзажа. Величава роща итальянской сосны перед фасадом главного корпуса, могуч 200-летний ливанский кедр, что стоит у входа. Серебром отливается хвоя атласских кедров. Живописно склонили стволы и ветви в сторону моря деревья сосны алеппской. На участке у спортплощадки посадки высокорослой сосны алеппской соседствуют с рощей итальянских пиний, обрамленной кипарисами аризонским, крупноплодным и лузитанским. На 130 метров протянулась у восточной границы парка кипарисовая аллея, издавна называемая Пушкинской. В групповые посадки вкраплены отдельные экземпляры пальм, абелии крупноцветковой, аукубы японской пестролистной, мушмулы, зимоцвета раннего, фейхоа, олеандра, кедра болотного и редкого даже на родине, в Восточной Азии, гинкго двулопастного.
Последним дореволюционным владельцем здания и всего имения была вдова Михаила Николаевича Раевского княжна Мария Григорьевна Раевская (Гагарина).
В 1920 году имение было национализировано, а в 1924 году в нём был организован санаторий «Карасан».
Дворец после национализации
Здание использовалось под лечебное учреждение. Оно неоднократно перепрофилировалось: дом отдыха, санаторий, госпиталь, санаторий, дом отдыха. Смена ведомств и функционального предназначения отрицательно отразились на техническом состоянии дворца.
Существенный ущерб ему нанесло и Ялтинское землетрясение 1927 года, о чем свидетельствует заключение комиссии по выяснению нанесенного стихийным бедствием ущерба:
Однако есть основание полагать, что масштаб ущерба был завышен.
После 1927 года здание утратило первоначальный вид в результате ликвидации многих декоративных элементов, которые вносили своеобразный и неповторимый акцент в рисунок здания. Неумелая реконструкция мезонина породила структурную дисгармонию, что особенно заметно при обзоре здания с верхних точек, а также со стороны северного и южного фасадов. Здание утратило свой колорит также за счет остекления проемов аркады южного фасада, ликвидации нескольких балконов со стороны южного, северного и восточного фасадов. Потеряна выразительность и в результате произвольной цветовой окраски экстерьера.
Негативные изменения произошли в интерьере, в первую очередь, в результате различных перепланировок.
В настоящее время Карасан - это санаторий общетерапевтического профиля. В здании дворца размещается административный корпус санатория.
Внимание! Вы просматриваете версию для печати. Вернуться к стандартному виду
©Журнал Крым - твой путеводитель по Крыму. Все права защищены.