https://xn--80alndgcuev0g.xn--p1ai/sudak/istoriya_sudaka/1294-rozhdenie-sugdei.html

Судак  ♦  История Судака

Рождение Сугдеи

В 5720 году от сотворения мира, т. е. в 212 году н. э., как сообщает греческая средневековая рукопись, была построена крепость Сугдея. (Эту дату можно считать датой основания Судака).

Гора, господствующая над Судакской бухтой и долиной (150 м над уровнем моря), была идеальным местом, как бы самой природой предназначенным для возведения здесь крепости. Крутые склоны делают ее почти неприступной со всех сторон, кроме пологой северной. До сих пор оборонительные сооружения, разместившиеся на склонах и вершине горы, поражают своей мощью и величием.

Крепость защищала город, впоследствии известный по русским летописям под именем Сурожа. Византийцы называли его Сугдея или Сидагиос, западноевропейские авторы - Солдайя, у восточных географов и арабских купцов он был известен как Судак, Суудаг, Сурдак.

Год постройки крепости жители Сугдеи считали датой основания своего города, хотя поселение на его месте существовало, по всей видимости, и ранее. Точных сведений об этническом составе первых сугдейцев нет. Некоторые ученые связывают происхождение названия города с языком аланов. Эти ираноязычные племена сарматского происхождения, предки нынешних осетин, появились в Крыму во II-III веке н. э. В окрестностях Судака обнаружены следы аланских поселений. Видимо, и в самом городе прослойка аланов была довольно значительной. Во всяком случае, целый ряд русских историков, некоторые советские исследователи, известный швейцарский путешественник и ученый Дюбуа де Монпере считали Судак главным портом аланов.

Точно так же есть все основания полагать, что город с самого начала своего существования имел греческое население. И близость античного Боспора, и тенденция эллинов к освоению крымского побережья, и каменная плита с посвящением Деметре, и многие находки древнегреческих предметов в районе Судака и Судакской бухты говорят в пользу этого предположения.

Особенно увеличилось греческое население Сугдеи, по-видимому, начиная с VI века н. э., когда все южное и восточное побережье Крымского полуострова от Херсона (средневековое название Херсонеса) до Боспора оказалось под властью Византии. При византийском императоре Юстиниане I 527–565 год, проводившем активную внешнюю политику с целью восстановления былого могущества Римской империи, в Таврике началось интенсивное крепостное строительство. Именно к этому времени относится сооружение византийцами крепостей Алустий (в иной транскрипции Алустон, ныне Алушта) и Горзувиты (в других источниках Гурзувиты, ныне Гурзуф) на южном побережье. Археологические раскопки, проведенные экспедицией под руководством М.А. Фронджуло в Судаке, выявили на южном, приморском склоне Крепостной горы фундаменты и стены мощного укрепления VI века, которое, как считает исследователь, было также возведено византийцами.

Значительный прилив византийских греков на полуостров наблюдается с середины VIII века, когда в империи началась жестокая борьба между иконоборцами и иконопочитателями. После победы иконоборцев (противников почитания икон) иконопочитатели вынуждены были искать убежища на периферии государства, в том числе на удаленном от центральных провинций полуострове. Они активно заселяли его южную часть, главным образом Таврику, воздвигали там множество церквей и монастырей и таким образом способствовали быстрой христианизации местного населения.

Все указанные явления в полной мере характерны для города Судака и его окрестностей. Подтверждением тому - многочисленные надгробия и остатки храмов и монастырей византийского типа, воздвигнутых в VI-X веках. Целый ряд их был обнаружен во время археологических изысканий 60-х годов XX века.

В результате борьбы между Византией и Хазарским каганатом под властью хазар оказалась часть византийских владений в Крыму, в том числе и Судак. В Судаке находилась резиденция хазарского наместника - тархана, или тудуна. Одновременно Судак являлся центром православной епархии (церковного округа) во главе сначала с епископом, а с X века - архиепископом.

Как известно, местопребыванием столь высоких иерархов церкви избирались наиболее значительные города. Что Судак относился к их числу, видно также и из сообщений «Жития Стефана Сурожского» - церковного жизнеописания, посвященного одному из архиепископов города. В «Житии» рассказывается, в частности, что гроб умершего Стефана был щедро украшен золотом и драгоценными камнями, жемчугом и дорогими тканями («на горе царьское одеяло, и жемчуг, и злато, и камень драгый, и кандила злата и сосудов златых много»). Безусловно, только очень богатая епархия могла позволить себе столь пышные похороны.

Литература:
Крепость в Судаке. Секиринский С.А, Волобуев О.В, Когонашвили К.К. Симферополь, издательство «Таврия», 1980 год.

©Журнал Крым - твой путеводитель по Крыму. Все права защищены.