Больше чем деньги.
Стиль от купюр в проекте

«Крымский рубль»

Разнообразием и оригинальностью памятных денег России можно только гордиться. Их историческое и культурное значение трудно преувеличить. Воссоединение Крыма с Россией стало одним из главных событий для страны и общества, и нашло своё отражение в новых памятных монетах и банкнотах, посвящённых Республике Крым и городу Севастополю. Отчеканенные памятные и инвестиционные монеты в честь Крыма и Севастополя уже сейчас составляют единую Крымскую коллекцию памятных денежных знаков. Безусловно, монеты и банкноты с изображениями Крыма и Севастополя очень популярны сегодня, и в будущем обязательно сохранят и приумножат свою ценность.

Монета «Вхождение в состав Российской Федерации Республики Крым и города федерального значения Севастополя»

Описание монеты

Аверс: в центре диска – обозначение номинала монеты «10 РУБЛЕЙ». Внутри цифры «0» – скрытые, видимые поочередно при изменении угла зрения изображения числа «10» и надписи «РУБ». По окружности вдоль канта – надписи, вверху: «БАНК РОССИИ», внизу – дата: «2014», слева – стилизованное изображение лавровой ветви, справа – дубовой.

Реверс: на фоне контурных очертаний Крымского полуострова – рельефное изображение Памятника затопленным кораблям в Севастопольской бухте, справа – дата «18.03.2014», вдоль канта – надписи, вверху: «РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ», внизу: «СЕВАСТОПОЛЬ».

Художники: А.А. Брынза, Е.В. Крамская, А.Д. Щаблыкин.
Скульптор: А.Н. Бессонов.
Чеканка: Санкт-Петербургский монетный двор (СПМД).
Оформление гурта: 6 участков по 5 рифов и 6 участков по 7 рифов, разделенные 12 гладкими участками.

Номинал 10 рублей
Качество АЦ
Материал сталь с латунным гальваническим покрытием
Масса общая, г 5,63
Диаметр, мм 22,0
Толщина, мм 2,20
Тираж, шт 10 000 000

Дата выпуска: 09.10.2014
Каталожный номер: 5714-0041

  • Аверс монеты «Вхождение в состав Российской Федерации Республики Крым и города федерального значения Севастополя»

    Аверс монеты «Вхождение в состав Российской Федерации Республики Крым и города федерального значения Севастополя»

  • Реверс монеты «Вхождение в состав Российской Федерации Республики Крым и города федерального значения Севастополя»

    Реверс монеты «Вхождение в состав Российской Федерации Республики Крым и города федерального значения Севастополя»

  • Памятник затопленным кораблям в Севастопольской бухте

    Памятник затопленным кораблям в Севастопольской бухте

Историко-тематическая справка

Вскоре после подписания Екатериной II Манифеста от 8 апреля 1783 года о принятии в состав Российской державы Крымского полуострова к нему был направлен фрегат «Осторожный» с заданием подобрать гавань для устройства базы будущего Черноморского флота. Капитан корабля Иван Михайлович Берсенев остановил свой выбор на бухте у поселка Ахтиар на юго-западном побережье полуострова недалеко от развалин Херсонеса-Таврического. Указом от 10 февраля 1784 года Екатерина II повелела основать здесь «военный порт с адмиралтейством, верфью, крепостью и сделать его военным городом». В начале того же года в этой бухте был заложен порт-крепость, названный Севастополем – «Величественным городом». Севастополь, расположенный на гористых берегах нескольких бухт, самая крупная из которых врезается в сушу на 8 км, является чрезвычайно удобным местом для базирования военных кораблей. Еще за пять лет до основания Севастополя А.В.Суворов высоко оценил превосходные качества этих бухт, возвел здесь первые военные укрепления и сделал все, чтобы вытеснить из Ахтиарской гавани турецкую флотилию. Вся история Севастополя неразрывно связана с Черноморским флотом России, его становлением, развитием и боевым путем. Первые русские корабли фрегаты «Храбрый» и «Осторожный» пришли в Ахтиарскую бухту на зимовку осенью 1782 года, еще за год до официального включения Крыма в состав России, а в мае 1783 года участник Чесменского сражения вице-адмирал Ф.А.Клокачев, назначенный «для командования заводимым флотом на Черном и Азовском морях», перевел в Ахтиарскую гавань часть судов Азовской и Днепровской флотилий. Из них была образована первая Севастопольская эскадра из 17 кораблей, положившая начало Черноморскому флоту России.

Строительство первых каменных зданий и адмиралтейства будущего порта-крепости началось летом 1783 года под руководством флаг-офицера лейтенанта Д.Н.Сенявина. К весне 1784 года появились первые улицы, облицованная камнем набережная, строились дома, прокладывались тротуары. Вместе с моряками город строили жители Балаклавы и «работные люди», прибывавшие из других мест районов Крыма и центральных губерний России.

Весной 1784 года Севастополь был объявлен городом свободной торговли, открытым для иноземных и местных купцов, здесь появились первые торговые суда керченских и таганрогских купцов, а весной 1792 года в Севастополь и Балаклаву прибыло 20 иностранных торговых судов.

Утверждение России в Северном Причерноморье, присоединение Крыма к России и строительство Севастопольской военно-морской базы вызвали резкий протест Турции. Ее поддержали Англия и Франция. Дипломатическая борьба вокруг «крымского вопроса» сопровождалась военными действиями с участием Черноморского флота. К визиту Екатерины II в Крым в мае 1787 года он насчитывал 27 военных кораблей и 8 транспортов, а через пять лет 58 кораблей, вооруженных 1322 орудиями с личным составом свыше 9 тысяч человек. В 1809 году русское правительство официально объявило Севастополь военной крепостью. Город развивался и укреплялся, в начале XIX века был построен селитерный завод, два новых маяка, в 30-х годах XIX века были возведены пять каменных фортов для защиты города с моря, в 40-х годах – заложено новое адмиралтейство, Черноморский флот пополнился 160 новыми кораблями.

Моряки Черноморского флота вписали не одну яркую страницу в историю русского флота. Уже в первые годы своего существования Севастопольская эскадра под командованием Ф.Ф.Ушакова совершила в 1799 году поход в Средиземное море, во время которого были взяты 16 городов и крепостей, в том числе и считавшаяся неприступной крепость Корфу. 13 октября 1827 года в Наваринском сражении линейный корабль «Азов» под командованием капитана 1 ранга М.П.Лазарева уничтожил шесть турецких кораблей, во время русско-турецкой войны 1828-1829 гг. экипаж брига «Меркурий», под командованием капитан-лейтенанта А.И.Казарского в неравном бою одержал победу над двумя кораблями противника, имевшими десятикратное превосходство в вооружении.

Неувядаемой славой покрыли себя моряки Черноморского флота во время Крымской войны 1853-1855 гг. В течение 349 дней немногочисленный гарнизон Севастополя под командованием адмиралов В.А.Корнилова, П.С.Нахимова, В.И.Истомина мужественно отражал атаки англо-французского экспедиционного корпуса, проявляя примеры беспримерной стойкости и героизма. И только потеряв своих командиров, истощенные остатки русского гарнизона взорвали бастионы и пороховые погреба и переправились на северную сторону Севастопольской бухты, после чего англо-французский экспедиционный корпус, потерявший под Севастополем 73 тысячи человек, прекратил военные действия. Крым и Севастополь остались российскими.

В годы Великой Отечественной войны, в ходе Крымской наступательной операции Красной Армии в марте-мае 1943 года основные события развернулись у стен Севастополя. Немецкое командование создало вокруг него несколько полос мощных оборонительных укреплений, которые считало неприступными. Однако они не остановили наступательный порыв советских солдат, 9 мая 1943 года они очистили город от врага.

Судьба Севастополя всегда была неразрывно связана с судьбой Крыма. Он всегда был и остается главной базой Черноморского флота. Севастополь сохранил эту роль и после распада СССР, когда Крым, включенный в 1954 году в состав УССР, оказался под юрисдикцией Украины. По международному договору Украина предоставила Российской Федерации право использовать базы Севастополя для размещения российского Черноморского флота.

В феврале 2014 года в Киеве был совершен государственный переворот, в результате которого к власти пришли представители националистических и праворадикальных сил. Последовали кровопролитные события в ряде городов Украины. Усилилась антирусская риторика в новом руководстве страны и стенах парламента, которые взяли курс на скорейшее вхождение в Европейский Союз и сближение с НАТО. Именно в день свержения Президента Украины Виктора Януковича, 22 февраля 2014 года крупная группа военных кораблей США во главе с авианосцем «Джорж Буш», сопровождаемого тремя подводными лодками и 16 надводными кораблями, спешно вошла в Черное море. Стали вырисовываться контуры заранее спланированной акции по замене Черноморского флота Российской Федерации военно-морской базой США.

Такое развитие событий на Украине встретило резкое неприятие со стороны жителей Севастополя, подавляющее большинство которых являются русскими, либо отожествляют себя с русским миром. 16 марта 2014 года, вместе с остальными жителями Крыма, они вышли на референдум и единодушно проголосовали за выход из состава Украины и о присоединении города к России. 18 марта 2014 года был подписан договор о принятии в состав Российской Федерации Республики Крым и города федерального значения Севастополя, который был ратифицирован Федеральным Собранием Российской Федерации. 21 марта Федеральный конституционный закон о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя был подписан Президентом Российской Федерации.

Памятник затопленным кораблям

Памятник затопленным кораблям — монумент в Севастополе, эмблема города, установлен вблизи Приморского бульвара. Создан по проекту скульптора академика А.Г.Адамсона, архитектора В.А.Фельдмана и военного инженера Ф.О.Энберга. Объект культурного наследия федерального значения.

Монумент сооружён в 1905 году к 50-летию Первой обороны Севастополя, во время которой были затоплены русские парусные корабли, «чтобы заградить вход неприятельским судам на рейд и тем самым спасти Севастополь» (П.С.Нахимов). 11 сентября 1854 года поперёк фарватера, между Константиновской и Александровской батареями, были затоплены семь устаревших (списанных на дрова) кораблей: фрегаты «Сизополь», «Флора», корабли «Уриил», «Три Святителя», «Силистрия», «Селафаил», «Варна». После осенне-зимних штормов, вследствие частичного разрушения этой преграды, в ноябре-декабре между Константиновским равелином и фрегатом «Сизополь» дополнительно затопили купеческое судно и корвет «Пилад», а на место, где была «Силистрия» — корабль «Гавриил». Так общее число парусных судов на первой линии заграждения достигло десяти. В феврале 1855 года, от Михайловского форта на Северной стороне до Николаевской батареи — на Южной появилась вторая линия мачт, выступающих из воды — было затоплено ещё шесть судов: корабли «Двенадцать апостолов», «Ростислав», «Святослав», фрегаты «Кагул», «Мессемврия» и «Мидия». В общей сложности, шестнадцатью судами были образованы две защитные линии, между которыми располагалось боновое заграждение. 27 августа 1855 года, когда защитники оставили Южную сторону, в бухте затопили и остальной флот. Огонь береговых батарей и затопленные корабли делали Севастопольскую бухту недоступной для англо-французского флота.

По одной из легенд корабль «Три Святителя» не получалось затопить несмотря на активную стрельбу. Тогда матросы вспомнили о забытой там иконе, поплыли на корабль и забрали её, после чего корабль сам пошёл на дно. По другой версии — главной причиной непредвиденной задержки была «ошибка господ тогдашних корабельных инженеров». Во всяком случае, икона была спасена, и Севастопольский фарватер получил надёжную защиту.

Монумент представляет из себя стоящую в море, в 23 метрах от набережной Приморского бульвара, 9-метровую искусственную гранитную скалу с выступающим из неё в сторону набережной восьмигранным пьедесталом, на вершине которого возвышается триумфальная диоритовая колонна коринфского ордера с обращённым в сторону моря бронзовым орлом на капители. Двуглавый орёл, увенчанный большой императорской короной, расправив могучие крылья, держит в клювах венок с якорем. Висящий на цепи морской якорь прикован к верхней части сложного венка из лавровых и дубовых листьев. На груди орла — щит с рельефным изображением Святого Георгия — Победоносца. База колонны, её капитель и вся скульптурная композиция, венчающая колонну, так же, как и орёл, выполнены из бронзы. Со стороны набережной верхнюю часть пьедестала украшает бронзовый барельеф, изображающий затопление кораблей. В правом нижнем углу — подпись автора: «А. Адамсонъ Скульп. 1904». Ниже барельефа на гранитных плитах пьедестала высечены слова: «ВЪ ПАМЯТЬ КОРАБЛЕЙ ЗАТОПЛЕННЫХЪ въ 1854 и 1855 г.г. ДЛЯ ЗАГРАЖДЕНIЯ ВХОДА НА РЕЙДЪ». На вершине скалы, с противоположных сторон, встроены два гранитных барельефа. На левом — изображено число «1854», на правом — «1855». На подпорной стене набережной, напротив монумента, установлены два якоря с затопленных кораблей. Раньше со стороны моря была закреплена выступающая из воды бронзовая мачта парусного корабля.