http://xn--80alndgcuev0g.xn--p1ai/news/1432-sokrovischa-tavridy-stroitelstvo-novoy-trassy-v-krymu-popolnyaet-muzei-poluostrova.html

Новости Крыма

Сокровища «Тавриды»: строительство новой трассы в Крыму пополняет музеи полуострова

В Крыму под Белогорском, в районе поворота на село Некрасово, в зоне строительства федеральной трассы «Таврида» сотрудниками Института археологии РАН в ходе раскопок обнаружен памятник дорожного строительства — участок старинной дороги и Малый арочный каменный мост. Специалисты считают, что мост мог быть построен во время правления российской императрицы Екатерины II. Тип кладки камня и сам материал указывают на время строительства этой дороги, которое можно предположительно отнести к концу XVIII века, к времени знаменитого путешествия императрицы Екатерины II в южные области Российской Империи в 1787 году. Конструкции моста длиной около тридцати и шириной восьми метров тщательно сложены на растворе из тесанного природного камня. Ширина арки составляет не более двух метров. По сторонам моста возвышался парапет — ограждение из крупных тесаных каменных блоков, который позднее обрушился. Каменное сооружение позволяло преодолеть ручей Ашиль — левый приток реки Булганак, который протекал в этом месте, но к концу XIX века полностью пересох. Под слоем грунта этот археологический объект сохранился в хорошем состоянии. Кроме этого, на некоторых блоках парапета и арок обнаружены процарапанные или вырезанные надписи. В основном это инициалы или фамилии лиц, в разное время проезжавших здесь. Среди русских имен встречена и надпись латиницей. На одном из камней арки процарапана дата.

«Мост несколько раз перестраивался и ремонтировался. Во всех деталях мы пока не разобрались. В первой половине XIX века он уже существовал, а построен был, скорее всего, в конце XVIII века. На нем есть процарапанная дата — 1861 год», — сообщил руководитель Крымской новостроечной археологической экспедиции Института археологии РАН Сергей Внуков.

Малый каменный мост

Арка Малого каменного моста

Верхняя часть Малого каменного моста

В XVIII-XIX веках тракт Карасубазар – Феодосия был довольно оживленным. Это подтверждают и находки, сделанные при раскопках моста. Они представлены, в первую очередь, конскими подковами и деталями упряжи, монетами середины XIX века. Отдельно следует отметить находку пулелейки и свинцовые пули. Эти изделия могут свидетельствовать о нахождении у моста постоянного поста. И это совершенно не удивительно, так как именно в этой точке сходились две дороги: одна шла с востока из Феодосии, другая – с юго-востока из Судака.

В наше время от почтового тракта XVIII – XIX века с его многочисленными мостами почти ничего не осталась. Практически по его трассе прошла дорога Белогорск — Золотое Поле. Открытый мост является единственным сохранившимся архитектурно-инженерным сооружением, памятником дорожного строительства XVIII — первой половины XIX века не только на этом тракте, но и во всем в Крыму.

Государственный комитет по охране культурного наследия Крыма внес обнаруженный в зоне строительства трассы «Таврида» каменный мост в перечень выявленных объектов культурного наследия. Установлены границы и определен режим использования территории, на которой он находится.

По словам заведующего отделом государственного учета объектов культурного наследия Госкомитета, теперь предстоит работа по приданию мосту статуса объекта культурного наследия и внесению его в соответствующий реестр. Для этого необходимо подготовить ряд документов, которые должны пройти несколько стадий рассмотрения. «Когда будет подготовлена историко-культурная экспертиза, рассмотрены эти документы на научно-методическом совете при Госкомитете по охране культурного наследия, тогда и будет принято решение о внесении его в единый государственный реестр и придании ему статуса, например, объекта культурного наследия регионального значения. После этого соответствующее постановление должен будет принять Совета министров Крыма», — пояснил Андрей Филатов.

«После небольшой реставрации мост может стать интересным объектом демонстрационного показа, иллюстрирующего преемственность дорожного строительства в России XVIII и XXI веков. Трудно было бы найти иной, более яркий, пример этой преемственности», — отметил директор Института археологии Николай Макаров.

Масштабные археологические раскопки в зоне строительства трассы «Таврида» начались этой весной. Для их проведения Институт археологии Российской академии наук специально сформировал Крымскую новостроечную археологическую экспедицию, задача которой состоит в археологическом обследовании местности вдоль строящейся трассы «Таврида» от Симферополя до Керчи. Предварительные разведки в зоне строительства «Тавриды» археологи провели еще в прошлом году. На протяжении почти 250 км ими были зафиксированы десятки археологических памятников самых разных эпох — от мезолита до XIX века, о существовании многих из которых ранее не было известно.

«Екатерининский путь» – путь на пользу

Проект «Екатерининский путь – путь на пользу» посвящен 230-летнему юбилею одного из самых знаковых событий «золотого века» блаженной и вечно достойной памяти Императрицы Екатерины II Великой — Высочайшему путешествию ее величества государыни императрицы Екатерины II самодержицы Всероссийской в «Полуденный край России», которое состоялось в 1787 году.

По материалам пресс-службы Института археологии РАН
Фото: пресс-служба Института археологии РАН

©Журнал Крым - твой путеводитель по Крыму. Все права защищены.

Яндекс.Метрика