http://xn--80alndgcuev0g.xn--p1ai/morskie_porty_kryma/1283-feodosiyskiy-morskoy-port.html

Морские порты Крыма

Феодосийский морской порт

Феодосийский морской торговый порт расположен в Феодосии на берегу Феодосийского залива Черного моря. Сегодня Феодосийский торговый порт является филиалом Государственного унитарного предприятия Республики Крым «Крымские морские порты», созданного в соответствии с Постановлением Государственного Совета Республики Крым от 26.03.2014 года. Феодосийский морской торговый порт специализируется на перевалке грузов. Также обслуживание судов заходящих в порт и на рейде.

Феодосийский морской порт

История

Огромная заслуга в возведении порта принадлежит И.К. Айвазовскому. За 4 года старая Феодосийская гавань была преобразована в первоклассный морской торговый порт, предназначенный принимать у своих многочисленных причалов-пристаней океанские суда.

Феодосийский морской порт. Вид сверху

В 1885 году было принято решение о переводе главного коммерческого порта Крыма из Южной бухты Севастополя. Порт предполагалось перевести в Феодосию или в Стрелецкую бухту Севастополя. Для решения вопроса даже была создана специальная комиссия. Император Александр III предоставил право выбора комитету министров. В апреле-мае 1890 года вопрос о коммерческом порте трижды обсуждался на заседаниях комитета министров. Сторонники Феодосии (среди которых, кстати был и царевич Николай - будущий император России) оказались в меньшинстве. Однако их сторону принял Александр III, тем самым решив вопрос в пользу Феодосии. По слухам, севастопольский порт стал жертвой интриг армянского старика, который умело использовал все свое влияние и благосклонность Романовых. Разгневанные севастопольские газеты впоследствии еще не один год печатали карикатуры на известного феодосийца.

В 1885 году правительство приняло решение о строительстве двух молов Феодосийского порта, однако осуществление этого решения было начато в 1891 году. Временная Комиссия по устройству коммерческого порта поручила выполнение заказа по сооружению молов подрядчику Н.М. Шевцову, а после его смерти в 1892 году был утвержден главным специалистом по строительству портовых сооружений инженер-строитель Бертье-Делагард (1842-1920). Строители выполнили гигантский объем работ по углублению чаши порта, земляных насыпей, подводного бетонирования - и почти вручную.

В 1892-1895 годах под его руководством осуществлено строительство в Феодосии портовых сооружений, широкого и защитного молов, ветки железной дороги (официальное открытие дороги состоялось 3 августа 1892 года).

Феодосийский морской порт

Александр Львович Бертье-Делагард родился в 1842 году в Севастополе, в семье морского офицера. Еще в 90-х годах XIX века он зарекомендовал себя первоклассным строителем портовых сооружений, а в научном мире стал известен своими исследованиями по истории и археологии античного и средневекового Крыма. С 1874 по 1877 годы Александр Львович участвует в строительстве укреплений Севастополя, а затем в сооружении Одесского мола. Весь Крым многим обязан инженеру-строителю.

Феодосийский морской порт. Общий вид

На защитном молу был поставлен маяк, раньше порт не имел подходных маяков, в результате чего на подходе к порту в штормовые погоды случались гибели кораблей (пароход «Святой Владимир»). Мол построен в виде носа корабля, на котором и находится маяк.

Феодосийский морской порт. Защитный мол и маяк

Были построены пристани четырем крупным пароходным компаниям.

Феодосийский морской порт. Пристань Русского общества

Защитный мол (длинной 623 м, шириной 6,4 м) оградил портовый бассейн площадью в 30 гектаров, глубиной свыше 7 метров. Широкий мол (длинной 442 м). Две деревянные пристани длиной по 140 м каждая, с двусторонними причалами для одновременной погрузки двух пароходов.

Феодосийский морской порт. Широкий мол

Пристани принадлежали компаниям: Русскому Обществу Пароходства и Торговли (РОПИТ), Российскому Транспортному и Страховому Обществу, Азовскому и Волго-Донскому обществам.

У Защитного мола была пристань РОПИТ, суда Российского общества швартовались на внутренней стороне Широкого мола, а в конце Широкого мола приставали суда Волго-Донского общества. Пристань Азовского общества находилась в 80 метрах от Защитного мола. К Широкому молу была подведена ветка железной дороги для хранения зерна было построено 28 амбаров на 3 миллиона пудов, несколько крупных пакгаузов для хранения различных грузов.

Феодосийский морской порт. Портовая территория

Основные экспортно-импортные перевозки осуществляли иностранные суда греческих, английских, итальянских компаний. Их суда швартовались на всех пристанях порта.

На строительство порта «в чаянии зашибить деньгу» в 1891 году приходил 23-летний Алексей Пешков (Алексей Максимович (Максим) Горький). Позднее, в рассказах «Мой спутник» и «Коновалов», великий пролетарский писатель А.М. Горький воссоздал яркую, впечатляющую картину каторжного труда строителей порта.

Горькому не довелось работать на постройке Феодосийского порта. Пишет он в автобиографическом рассказе «Мой спутник»:

«Феодосия обманула наши ожидания. Когда мы пришли, там было около четырехсот человек, чаявших, как и мы, работы и тоже принужденных удовлетвориться ролью зрителей постройки мола. Работали турки, греки, грузины, смоленцы, полтавцы. Всюду — и в городе, и вокруг него — бродили группами черные, удрученные фигуры «голодающих» и рыскали волчьей рысью азовские и таврические босяки. Мы пошли в Керчь».

В Феодосии Алексей Максимович познакомился с безвестным в то время портовым грузчиком Иваном Поддубным. Эта встреча предопределила дальнейшую многолетнюю дружбу А.М. Горького с непобедимым русским борцом.

В 1899 году сюда был перенесен коммерческий порт из Севастополя. Это не замедлило сказаться на оживлении внутренних и внешнеторговых оборотов Феодосийского порта. Главной статьей вывоза оставался хлеб.

В советское время порт был закрыт для приёма иностранных судов, с 1992 года вновь открыт.

Феодосийский морской порт

Общая информация

Территория Феодосийского порта составляет 4,96 га, он разделён на 2 грузовых района:

Для перегрузки сухих грузов. Причалы 1, 2, 3, 14, 15, оборудованные портальными кранами, подъездными железнодорожными путями, площадкой для приема контейнеров. Имеются крытые и открытые склады.

Для нефти и нефтепродуктов. Два рейдовых нефтепричала для перевалки сырой нефти и светлых нефтепродуктов и один нефтепирс: северный причал с глубинами до 13,5 м может принимать танкеры водоизмещением 80 тысяч тонн при осадке до 12,5 м; южный причал - до 80 тысяч тонн при осадке до 11,3 м; нефтепирс для темных нефтепродуктов, где принимаются танкеры 5 тысяч тонн и осадкой 5 м. Производительность погрузки и выгрузки нефтепродуктов составляет 1500 тонн в час.

Пассажирские операции выполняются у причала № 15.

Феодосийский морской порт

г. Феодосия, ул. Горького, 11
Литература:
Лихотворик. Р.С. «Путешествие со старой открыткой. Феодосия, Старый Крым, Коктебель, Отузы, Кизилташ, Судак, Карасубазар на рубеже XIX-XX столетий».

©Журнал Крым - твой путеводитель по Крыму. Все права защищены.

Яндекс.Метрика