https://xn--80alndgcuev0g.xn--p1ai/morskie_porty_kryma/1098-yaltinskiy-morskoy-port.html
Ялтинский морской торговый порт расположен в Ялте на берегу Ялтинского залива Чёрного моря. Сегодня Ялтинский торговый порт является филиалом Государственного унитарного предприятия Республики Крым «Крымские морские порты», созданного в соответствии с Постановлением Государственного Совета Республики Крым от 26.03.2014 года. Ялтинский морской торговый порт специализируется на пассажирских перевозках, и принимает круизные суда. Считается круизными воротами Крыма. Порт также перерабатывает каботажные грузы, главным образом - строительные материалы.
В центре Ялты расположен пассажирский комплекс, восточнее в поселке Отрадное находится грузопассажирский комплекс. Портовые пункты и причалы для перевозки пассажиров, принадлежащие Ялтинскому порту находятся также в других населённых пунктах Крыма: Форос, Симеиз, Алупка, Мисхор, Ласточкино гнездо, Золотой пляж, Ливадия, Интурист, Никитский ботанический сад, санаторий Донбасс, санаторий им. Мориса Тореза, Гурзуф, Партенит, Рабочий уголок, Алушта, Малореченское, Рыбачье, Морское, Судак.
В становлении Ялты как уездного города, в строительстве в нем морского порта, да и в организации регулярного товаро-пассажирского судоходства на Черном море большую роль сыграл М.С. Воронцов — генерал-губернатор Новороссийского края.
Многие из начинаний этого талантливого организатора, дельного и рачительного хозяина носили прогрессивный характер. На прибрежных землях Воронцов разбивает виноградные плантации, способствует прокладке дорог, устройству морского порта. Одним словом, создает основы экономики Южного берега Крыма. Заботясь о развитии края он, конечно, не забывает себя, в Алупке начинает строить великолепный дворец, окруженный прекрасным парком.
Благодаря М.С. Воронцову Ялта становится портом. И произошло это еще до перехода ее в «городской ранг».
В 20-е годы XIX века на повестку дня встал вопрос: где быть на Южном берегу морскому порту? Приискать для него место поручается в 1827 году капитану 1 ранга Критскому. В мае того же года он подает рапорт главному командиру Черноморского флота и портов, в котором отмечает:
Год спустя полковник корпуса инженеров путей сообщения Шипилов получает задание — «составить проект и смету на устройство в местечке Ялта пристани и мола ввиду важности и полезности этого сооружения для всего Южного берега Крыма».
30 сентября 1832 года проект постройки каменного мола и организации в Ялте торгового порта был утвержден. Строительство, в котором участвовали более 200 вольнонаемных рабочих, в основном из местного населения, началось в 1833 году и закончилось в сентябре 1837 года. И когда в том же сентябре в Ялту прибыл царь, первое, что он увидел, были свежевозведенные добротные сооружения порта. А по сухопутью до Симферополя пролегла отсюда первоклассная по тому времени горная шоссейная дорога и такая же дорога строилась и связала впоследствии Ялту с Севастополем.
Таким образом, прокладку сухопутных и морских дорог Воронцов считал первоочередной задачей. Однако первому ялтинскому молу не повезло: в тяжелую, штормовую зиму 1837-1838 года он был полностью разрушен. Между тем Ялта, теперь уже уездный город, нуждалась в привозных строительных материалах и продуктах питания, да и желающих попасть на Южный берег становилось все больше. Шоссейная дорога не могла удовлетворить этой потребности — нужен был надежный морской причал.
Начавшаяся Крымская война (1853-1856) отодвинула решение вопроса на неопределенный срок. Хотя Ялта не была в зоне непосредственных военных действий англо-франко-турецких союзных войск, флот противника блокировал побережье Крыма. 22 сентября 1854 года англо-французская эскадра в составе 10 вымпелов под флагом французского адмирала Шангарнье «пожаловала» на ялтинский рейд и стояла здесь два дня. Вот что пишет об этом очевидец:
В 1874 году Ялта заявила о себе мореходам маячным светом. В отчете Гидрографического департамента в связи с этим сообщалось:
После 1861 года, когда Романовы выбрали для себя постоянным курортом на Южном берегу Крыма Ливадию и Эреклик, правительство было озабочено устройством более удобного и безопасного пути сообщения из Петербурга в Ялту. Спешно достраивается железная дорога из Петербурга в Севастополь (от Лозовой до Севастополя). На Черном море появляются роскошные царские яхты: «Штандарт», «Эреклик» и для великих князей — «Ливадия». Все эти суда, за неимением в Ялте причала, вынуждены были бросать якорь и останавливаться на открытом внешнем рейде.
Правительство, не жалея средств, отпускает на строительство причальных сооружений большие деньги. Конечно, были и другие мотивы для постройки надежной причальной линии — она ведь в любую погоду (т.е. и при значительном ветре и волнении) гарантировала прием грузовых и пассажирских судов. Однако ежегодный приезд в Ливадию царя и всей его многочисленной свиты — одна из главных причин.
Итак, назрела необходимость в сооружении каменного мола, каменной набережной и набережной-причала для каботажных судов. Разработка проекта, завершенная в основном к 1887 году, и начатое в 1889 по 1892 года производство работ были поручены трем опытным инженерам - С.Н. Руденко, А.Л. Бертье-Делагарду и Н.М. Шевцову.
Вскоре после окончания постройки мола на верхней части его головы возводится ялтинский портовый маяк. Это было второе по счету маячное сооружение за короткий срок, чем подтверждалась все возраставшая роль Ялты в мореходстве.
Ялтинскому портовому молу более 100 лет. За этот немалый для гидротехнического сооружения срок он испытал на себе и сильнейшие морские штормы, и многочисленные бомбардировки с воздуха, и торпедные атаки кораблей в период Великой Отечественной войны. И надо отдать ему должное: мол с честью выдержал испытания на прочность и долговечность. А это, пожалуй, лучшая оценка работы его строителей. И лучший им памятник.
В разное время ялтинский мол и порт приходилось ремонтировать после жестоких штормов или (что тоже было не раз) подвергать частичной реконструкции. Но все эти работы не идут ни в какое сравнение с тем, что пришлось сделать портовикам после освобождения города от фашистских захватчиков. Порт практически возрожден был заново. Сегодня он неузнаваем — стал одним из ведущих предприятий города.
Ялтинский порт — памятное место, связанное с героическим подвигом советских моряков в годы Великой Отечественной войны.
Когда фашисты захватили Ялту, в порту появились их подводные лодки и другие корабли. От головы мола до набережной, через всю бухту, закрывая вход в неё, было установлено боносетевое заграждение. С одной стороны оно было прикреплено цепями и тросами к стенке набережной, с другой, у мола, поддерживалось десантной самоходной баржей, открывавшей для судов вход и выход в бухту. Баржа одновременно служила складом боеприпасов.
Однажды на рассвете отряд советских торпедных катеров (командир капитан-лейтенант К.Г. Кочиев) под прикрытием тумана подошел со стороны открытого моря к Ялте, намереваясь атаковать фашистские корабли, стоящие у мола. Но как прорваться в порт через боносетевое заграждение? К.Г. Кочиев, стоявший у штурвала головного катера, приказал торпедировать самоходную баржу у мола.
Оглушительный взрыв отдался эхом в горах. Баржа быстро погрузилась в воду, освободив один конец боносетевого заграждения, которое осело на дно. В образовавшуюся брешь устремились катера и торпедировали фашистские корабли.
Атака была так неожиданна, дерзка и молниеносна, что фашистские батареи начали беспорядочную стрельбу только тогда, когда катера, оставляя за кормой высокие буруны, уже уходили в открытое море.
Территория Ялтинского морского торгового порта включает пассажирский комплекс, находящийся в центре города (5,51 га.), грузопассажирский портпункт в одной миле к востоку от центра города, в Отрадном (3,34 га.).
Портовые воды Ялтинского порта состоят из акватории пассажирского комплекса - 12,15 га и акватории грузопассажирского комплекса - 8,2 га; якорного места № 393; охранных зон, прилегающих к причалам портпунктов.
Акватория пассажирского комплекса ограничивается восточным молом, причалами №№ 3, 4, 5, 8, 9 и линией, соединяющей морские оконечности западного оградительного мола и восточного мола. Она также включает в себя полосу моря шириной 50 м, прилегающую к причалу № 9.
Акватория грузопассажирского комплекса ограничивается оградительным молом, грузовым причалом № 3 мыса Филари и линией, соединяющей мыс Филари и оконечность оградительного мола.
Порт осуществляет перевозки пассажиров между населенными пунктами Южного берега Крыма, принимает круизные суда на причале и на рейде. Суда портового флота, прогулочные катера в советский период перевозили до 6 млн. пассажиров в год, в наше время до 1,5 млн. пассажиров в год.
Порт осуществляет также перевалку грузов, благодаря введённому в строй в 1986 году перегрузочному комплексу в Отрадном, который рассчитан на переработку до 2 млн. тонн грузов в год. Площадь комплекса составляет 3,34 га, площадь открытых складов 15 тысяч кв. м. Грузопассажирский комплекс в Отрадном включает грузовой причал, оснащённый кранами, и причал для судов и паромов.
Внимание! Вы просматриваете версию для печати. Вернуться к стандартному виду
©Журнал Крым - твой путеводитель по Крыму. Все права защищены.