Версия для печати
Просмотров: 1142 1142Комментариев: 0 0

Ялтинский морской порт

Ялтинский морской торговый порт расположен в Ялте на берегу Ялтинского залива Чёрного моря. Сегодня Ялтинский торговый порт является филиалом Государственного унитарного предприятия Республики Крым «Крымские морские порты», созданного в соответствии с Постановлением Государственного Совета Республики Крым от 26.03.2014 года. Ялтинский морской торговый порт специализируется на пассажирских перевозках, и принимает круизные суда. Считается круизными воротами Крыма. Порт также перерабатывает каботажные грузы, главным образом - строительные материалы.

Ялтинский морской порт

В центре Ялты расположен пассажирский комплекс, восточнее в поселке Отрадное находится грузопассажирский комплекс. Портовые пункты и причалы для перевозки пассажиров, принадлежащие Ялтинскому порту находятся также в других населённых пунктах Крыма: Форос, Симеиз, Алупка, Мисхор, Ласточкино гнездо, Золотой пляж, Ливадия, Интурист, Никитский ботанический сад, санаторий Донбасс, санаторий им. Мориса Тореза, Гурзуф, Партенит, Рабочий уголок, Алушта, Малореченское, Рыбачье, Морское, Судак.

Ялтинский морской порт

История

В становлении Ялты как уездного города, в строительстве в нем морского порта, да и в организации регулярного товаро-пассажирского судоходства на Черном море большую роль сыграл М.С. Воронцов — генерал-губернатор Новороссийского края.

Многие из начинаний этого талантливого организатора, дельного и рачительного хозяина носили прогрессивный характер. На прибрежных землях Воронцов разбивает виноградные плантации, способствует прокладке дорог, устройству морского порта. Одним словом, создает основы экономики Южного берега Крыма. Заботясь о развитии края он, конечно, не забывает себя, в Алупке начинает строить великолепный дворец, окруженный прекрасным парком.

Благодаря М.С. Воронцову Ялта становится портом. И произошло это еще до перехода ее в «городской ранг».

В 20-е годы XIX века на повестку дня встал вопрос: где быть на Южном берегу морскому порту? Приискать для него место поручается в 1827 году капитану 1 ранга Критскому. В мае того же года он подает рапорт главному командиру Черноморского флота и портов, в котором отмечает:

«...Ялта расположена на середине Южного берега. Со всех сторон к ней дорога, и место это может служить средоточием торговли, ежели она когда-нибудь здесь водворится... Здесь могут поместиться около 50 судов...».

Год спустя полковник корпуса инженеров путей сообщения Шипилов получает задание — «составить проект и смету на устройство в местечке Ялта пристани и мола ввиду важности и полезности этого сооружения для всего Южного берега Крыма».

30 сентября 1832 года проект постройки каменного мола и организации в Ялте торгового порта был утвержден. Строительство, в котором участвовали более 200 вольнонаемных рабочих, в основном из местного населения, началось в 1833 году и закончилось в сентябре 1837 года. И когда в том же сентябре в Ялту прибыл царь, первое, что он увидел, были свежевозведенные добротные сооружения порта. А по сухопутью до Симферополя пролегла отсюда первоклассная по тому времени горная шоссейная дорога и такая же дорога строилась и связала впоследствии Ялту с Севастополем.

Таким образом, прокладку сухопутных и морских дорог Воронцов считал первоочередной задачей. Однако первому ялтинскому молу не повезло: в тяжелую, штормовую зиму 1837-1838 года он был полностью разрушен. Между тем Ялта, теперь уже уездный город, нуждалась в привозных строительных материалах и продуктах питания, да и желающих попасть на Южный берег становилось все больше. Шоссейная дорога не могла удовлетворить этой потребности — нужен был надежный морской причал.

Начавшаяся Крымская война (1853-1856) отодвинула решение вопроса на неопределенный срок. Хотя Ялта не была в зоне непосредственных военных действий англо-франко-турецких союзных войск, флот противника блокировал побережье Крыма. 22 сентября 1854 года англо-французская эскадра в составе 10 вымпелов под флагом французского адмирала Шангарнье «пожаловала» на ялтинский рейд и стояла здесь два дня. Вот что пишет об этом очевидец:

«Вышедший на берег парламентер объявил, чтобы жители были спокойны, что никто не будет обижен и ничего не будет тронуто. Вслед за сим высажено было на берег несколько сот англичан и французов. Тот же час все они рассыпались по городу, начали грабить все, что под руки попадалось: мебель разбивали в куски, одежду рвали в клочья и вообще беспощадно опустошали те дома, особенно в которых никого не было. Вся птица, весь скот, какой только был в городе и в окрестностях, взяты неприятелем».

В 1874 году Ялта заявила о себе мореходам маячным светом. В отчете Гидрографического департамента в связи с этим сообщалось:

«...В Ялте построен временный портовый маяк. Он состоит из железного домика с канделябрами высотой 20 футов (6 метров), на котором поднимается преломляющий аппарат большого размера... Огонь находится на оконечности мыса Кильсе-бурун».

После 1861 года, когда Романовы выбрали для себя постоянным курортом на Южном берегу Крыма Ливадию и Эреклик, правительство было озабочено устройством более удобного и безопасного пути сообщения из Петербурга в Ялту. Спешно достраивается железная дорога из Петербурга в Севастополь (от Лозовой до Севастополя). На Черном море появляются роскошные царские яхты: «Штандарт», «Эреклик» и для великих князей — «Ливадия». Все эти суда, за неимением в Ялте причала, вынуждены были бросать якорь и останавливаться на открытом внешнем рейде.

Императорская яхта Штандарт в порту Ялты, 1898 год

Правительство, не жалея средств, отпускает на строительство причальных сооружений большие деньги. Конечно, были и другие мотивы для постройки надежной причальной линии — она ведь в любую погоду (т.е. и при значительном ветре и волнении) гарантировала прием грузовых и пассажирских судов. Однако ежегодный приезд в Ливадию царя и всей его многочисленной свиты — одна из главных причин.

Итак, назрела необходимость в сооружении каменного мола, каменной набережной и набережной-причала для каботажных судов. Разработка проекта, завершенная в основном к 1887 году, и начатое в 1889 по 1892 года производство работ были поручены трем опытным инженерам - С.Н. Руденко, А.Л. Бертье-Делагарду и Н.М. Шевцову.

Портовый мол

Вскоре после окончания постройки мола на верхней части его головы возводится ялтинский портовый маяк. Это было второе по счету маячное сооружение за короткий срок, чем подтверждалась все возраставшая роль Ялты в мореходстве.

Ялтинскому портовому молу более 100 лет. За этот немалый для гидротехнического сооружения срок он испытал на себе и сильнейшие морские штормы, и многочисленные бомбардировки с воздуха, и торпедные атаки кораблей в период Великой Отечественной войны. И надо отдать ему должное: мол с честью выдержал испытания на прочность и долговечность. А это, пожалуй, лучшая оценка работы его строителей. И лучший им памятник.

В разное время ялтинский мол и порт приходилось ремонтировать после жестоких штормов или (что тоже было не раз) подвергать частичной реконструкции. Но все эти работы не идут ни в какое сравнение с тем, что пришлось сделать портовикам после освобождения города от фашистских захватчиков. Порт практически возрожден был заново. Сегодня он неузнаваем — стал одним из ведущих предприятий города.

Порт в годы Великой Отечественной войны

Ялтинский порт — памятное место, связанное с героическим подвигом советских моряков в годы Великой Отечественной войны.

Когда фашисты захватили Ялту, в порту появились их подводные лодки и другие корабли. От головы мола до набережной, через всю бухту, закрывая вход в неё, было установлено боносетевое заграждение. С одной стороны оно было прикреплено цепями и тросами к стенке набережной, с другой, у мола, поддерживалось десантной самоходной баржей, открывавшей для судов вход и выход в бухту. Баржа одновременно служила складом боеприпасов.

Однажды на рассвете отряд советских торпедных катеров (командир капитан-лейтенант К.Г. Кочиев) под прикрытием тумана подошел со стороны открытого моря к Ялте, намереваясь атаковать фашистские корабли, стоящие у мола. Но как прорваться в порт через боносетевое заграждение? К.Г. Кочиев, стоявший у штурвала головного катера, приказал торпедировать самоходную баржу у мола.

Оглушительный взрыв отдался эхом в горах. Баржа быстро погрузилась в воду, освободив один конец боносетевого заграждения, которое осело на дно. В образовавшуюся брешь устремились катера и торпедировали фашистские корабли.

Атака была так неожиданна, дерзка и молниеносна, что фашистские батареи начали беспорядочную стрельбу только тогда, когда катера, оставляя за кормой высокие буруны, уже уходили в открытое море.

Общая информация

Территория Ялтинского морского торгового порта включает пассажирский комплекс, находящийся в центре города (5,51 га.), грузопассажирский портпункт в одной миле к востоку от центра города, в Отрадном (3,34 га.).

Ялтинский морской порт в поселке Отрадное

Портовые воды Ялтинского порта состоят из акватории пассажирского комплекса - 12,15 га и акватории грузопассажирского комплекса - 8,2 га; якорного места № 393; охранных зон, прилегающих к причалам портпунктов.

Акватория пассажирского комплекса ограничивается восточным молом, причалами №№ 3, 4, 5, 8, 9 и линией, соединяющей морские оконечности западного оградительного мола и восточного мола. Она также включает в себя полосу моря шириной 50 м, прилегающую к причалу № 9.

Акватория грузопассажирского комплекса ограничивается оградительным молом, грузовым причалом № 3 мыса Филари и линией, соединяющей мыс Филари и оконечность оградительного мола.

Деятельность порта

Порт осуществляет перевозки пассажиров между населенными пунктами Южного берега Крыма, принимает круизные суда на причале и на рейде. Суда портового флота, прогулочные катера в советский период перевозили до 6 млн. пассажиров в год, в наше время до 1,5 млн. пассажиров в год.

Порт осуществляет также перевалку грузов, благодаря введённому в строй в 1986 году перегрузочному комплексу в Отрадном, который рассчитан на переработку до 2 млн. тонн грузов в год. Площадь комплекса составляет 3,34 га, площадь открытых складов 15 тысяч кв. м. Грузопассажирский комплекс в Отрадном включает грузовой причал, оснащённый кранами, и причал для судов и паромов.

г. Ялта, ул. Рузвельта, 5
-1

Добавить комментарий

Имя:
Почта:
Комментарий:
Как называется наш журнал?

Другие публикации по теме

Новости Крыма
2017 год – год Айвазовского
2017 год – год Айвазовского
Летом 2017 года Россия отметит знаменательное событие – 200-летие со дня рождения великого сына крымской земли Ивана Константиновича Айвазовского....
Выставка «Крымский мост. Фантастическая реальность»
Выставка «Крымский мост. Фантастическая реальность»
Восточно-Крымский историко-культурный музей-заповедник 21 марта 2017 года презентовал выставку «Крымский мост. Фантастическая реальность». Выставка...
Семейные путешествия
Сквозь леденящий холод весеннего Тырке
Сквозь леденящий холод весеннего Тырке
Люди, когда погода весной еще неустойчивая, обязательно берите в поход теплые вещи - лучше взять больше, чем обморозить пальцы или схватить...
Мемориальный комплекс «Красный». Часть 2
Мемориальный комплекс «Красный». Часть 2
В 1921 году был создан совхоз «Красный». Во время войны фашисты превратили территорию совхоза в лагерь смерти. За два с половиной года в лагере были...

Крым - это

Крым - это планета в миниатюре. Крым - это соединение всех целительных сил природы и заповедник ее чудес. Крым - это мастерская человеческого гения и музей его творений. Крым – это древнейшие города и крепости. Крым - это перекрёсток культур и цивилизаций. Крым - это величественные горы и ласковое Черное море. Крым - это цветущие сады и виноградники, раскинувшиеся у подножия крымских гор. О Крыме можно рассказывать бесконечно, но лучше приехать, увидеть и полюбить этот "удивительный край".

Скалы, Горы и Перевалы
Гора Ляля-Тепе
Гора Ляля-Тепе
Гора Ляля-Тепе — невысокая вершина является самым западным отрогом хребта Тепе-Оба. Расположена в полутора километрах к северо-востоку от хребта...
Ущелья и Каньоны
Ущелье Уч-Кош
Ущелье Уч-Кош
Ущелье Уч-Кош — это самое длинное ущелье в этом районе Южного берега Крыма имеющее устье на окраине Ялты, возле Васильевки. Это ущелье...
Пещеры и Шахты
Пещера Ай-Никольская
Пещера Ай-Никольская
Пещера Ай-Никольская находится на горе Ай-Никола, недалеко от ее вершины. Находится в 321 кадастровом участке. Пещера коррозионно-гравитационного...
Острова Крыма
Скала Золотые Ворота
Скала Золотые Ворота
Золотые Ворота - прибрежная скала арочной формы у горно-вулканического массива Кара-Даг. Золотые ворота Кара-Дага — самая знаменитая скала древнего...
Крымские яйлы
Тырке-яйла
Тырке-яйла
Тырке-яйла - платообразующая всхолмленная возвышенность с несколькими вершинами. Массив Тырке возвышается над верховьями Бурульчи, замыкая с юга...
Мысы Крыма
Мыс Топрах-Кая или мыс Хамелеон
Мыс Топрах-Кая или мыс Хамелеон
Мыс Топрах-Кая или мыс Хамелеон - узкий, остроконечный глинистый мыс на востоке Крыма, круто обрывающийся к Черному морю, замыкая с...
Пещерные города и монастыри
Песчаные косы Крыма
Камыш-Бурунская коса
Камыш-Бурунская коса
Аршинцевская коса — одно из самых любимых пляжных мест отдыха местных и приезжих отдыхающих. Ранее она называлась Камыш-Бурунская. Название...

О Крыме

Крымский полуостров представляет собой неправильный ромб с выступами Керченского полуострова на востоке, Тарханкутского полуострова на западе и Гераклейского полуострова на юге. С континентом соединяется Перекопским перешейком. Крайняя северная точка Крыма расположена на Перекопском перешейке, крайняя южная — мыс Сарыч, крайняя западная — мыс Кара-Мрун (мыс Прибойный) на Тарханкутском полуострове, крайняя восточная — мыс Фонарь на Керченском полуострове. Очертаниями Крым напоминает одним - летящую птицу, другим - кисть винограда. Кто-то видит в этих очертаниях сердце.

Моря, Заливы и Бухты
Лисья бухта
Лисья бухта
Лисья бухта - залив Чёрного моря между горными массивами Кара-Даг и Меганом. Лисья бухта находится под горным массивом Эчки-Даг. С востока бухта...
Пляжи Крыма
Пляжи Курортного
Пляжи Курортного
Пляжи посёлка Курортное и его окраин можно разбить на три условных территории: Биостанция, Курортное и Лисья бухта. Это разделение всего лишь...
Развлекательные комплексы
Карадагский дельфинарий
Карадагский дельфинарий
Карадагский дельфинарий находится в посёлке Курортное на территории Карадагской биостанции у подножья горного массива Кара-Даг.В конце 1960 годов в...
Реки и Озёра
Река Отузка
Река Отузка
Отузка - река в юго-восточном Крыму. Длина, вместе с притоком Монастырский ручей - 16 км. Питание реки дождевое, снеговое и подземное. После обильных...
Набережные Крыма
Набережная Коктебеля
Набережная Коктебеля
Набережная Коктебеля - это центр курортной жизни. Коктебельская набережная раскинулась вдоль побережья, от пляжно-развлекательного комплекса «Новый...
Виноделие Крыма
Завод марочных вин и коньяков «Коктебель»
Завод марочных вин и коньяков «Коктебель»
Завод марочных вин и коньяков «Коктебель» основан в 1958 году, но история завода уходит своими корнями в 1945 год. Винное производство находится на...

Природа Крыма

Природа Крымского полуострова настолько разнообразна. Крым заслужил почетное звание "планета в миниатюре". В Крыму сосредоточены разнообразные ландшафты. В Крыму уникальное сочетание рельефов - здесь степные равнины и горные вершины, остывшие вулканы и грязевые сопки, уютные бухты и обрывистые скалы. Восхищает экзотическая растительность заповедников и заказников. Удивляет подземный мир карстовых пещер. Ценность крымской природы признана на государственном уровне.

Заповедники Крыма
Карадагский природный заповедник
Карадагский природный заповедник
Карадагский природный заповедник - природный заповедник Крыма, расположен в юго-восточной части Крыма. Заповедник занимает территорию вулканического...
Памятники природы
Ландшафтный парк «Лисья бухта - Эчки-Даг»
Ландшафтный парк «Лисья бухта - Эчки-Даг»
Лисья бухта - Эчки-Даг - региональный ландшафтно-рекреационный парк, расположенный на юго-восточном берегу Крыма. В ландшафтный парк входит горный...
Урочища Крыма
Урочище Панагия
Урочище Панагия
Панагия - живописное урочище в Крыму, с озером и каскадом водопадов, называемых Арпатскими. Находится возле курортного поселка Зеленогорье, который...
Парки и Сады
Комсомольский парк
Комсомольский парк
Комсомольский парк — это крупнейшая парковая зона, расположена в северной части Феодосии в непосредственной близости с морем. Сегодня парк,...
Заказники Крыма
Арабатский заказник
Арабатский заказник
Арабатский заказник — ботанический заказник республиканского значения, у южной оконечности косы Арабатская Стрелка, на крайнем западе Ленинского...
Тектонические памятники
Грязевой вулкан Джау-Тепе
Грязевой вулкан Джау-Тепе
Самый большой грязевой вулкан Джау-Тепе находится на юго-западной равнине Керченского полуострова у окраины села Вулкановка, у дороги Феодосия -...
Водопады Крыма
Водопады ущелья Люка
Водопады ущелья Люка
Водопады в ущелье Люка расположены на речке с одноименным названием. Точно сказать сколько водопадов на Люке затруднительно. Вопрос в том, что...
Тропы здоровья
Тропа Керезла
Тропа Керезла
Поход начинается с Ялтинской трассы от поворота на село Оползневое. Тропа в горы берет свое начало на северной окраине села. Сплетение лесных дорог в...

История Крыма

История Крыма - это сплетение Востока и Запада, история греков и Золотой Орды, татар и запорожцев, церкви первых христиан и мечетей. История Крыма - это легенда, это песня, записанная нотами пещерных городов, развалинами средневековых замков и крепостей, поражающими своей красотой и роскошью дворцов, сохранившихся до наших дней. Рассказать в деталях историю Крыма невозможно, ведь это значит поведать историю человечества.

Крепости Крыма
Судакская крепость
Судакская крепость
Судакская крепость - это генуэзская крепость, расположена в Судаке на высокой конусообразной Крепостной горе. Почти все архитектурные объекты,...
Памятники архитектуры
Башня «Белый бассейн»
Башня «Белый бассейн»
Белый бассейн - водонапорная башня, памятник промышленной архитектуры начала XX века, является достопримечательностью Феодосии. Расположена на...
Памятники, Монументы
Памятник Н.М. Соковнину
Памятник Н.М. Соковнину
Памятник Николаю Михайловичу Соковнину был установлен в 2002 году на Адмиральском бульваре. Памятник выполнен местным скульптором Валерием...
Историко-культурные заповедники
Музей-заповедник «Судакская крепость»
Музей-заповедник «Судакская крепость»
Государственное бюджетное учреждение Республики Крым «Музей-заповедник «Судакская крепость» создан 1 августа 2014 года на базе государственного...
Фортификационные сооружения
29-я береговая батарея
29-я береговая батарея
29-я береговая артиллерийская батарея Керченского укрепленного сектора береговой обороны Черноморского Флота СССР расположена в районе Тобечикского...
Памятники археологии
Городище Генеральское (западное)
Городище Генеральское (западное)
Городище Генеральское - это античный памятник Караларского побережья. Городище находиться у мыса с экзотическими скалами: одна из них похожа на арку,...
Тоннели и Подземные сооружения
Объект Феодосия-13
Объект Феодосия-13
Феодосия-13 или Предприятие почтовый индекс 105 - бывший секретный объект близ Судака в урочище Кизилташ, хранилище ядерного оружия. В...
Историческая территория
Площадь имени Ленина
Площадь имени Ленина
Площадь Ленина расположена в центральной части Керчи, является весьма популярным местом отдыха горожан и туристов. На относительно небольшом участке...

Святыни Крыма

Крым стал домом разным народам: воинственным киммерийцам и скифам, умелым градостроителям грекам, предприимчивым генуэзцам, кочевникам татарам. Их культуры и верования переплелись, взаимно обогатив друг друга. Сохранились многочисленные исторические и культурные памятники, а также места, ставшие святынями для представителей разных религий.

Святыни Крыма
Кизилташский Стефано-Сурожский мужской монастырь
Кизилташский Стефано-Сурожский мужской монастырь
Кизилташский Свято-Стефано-Сурожский монастырь - мужской общежительный монастырь на высоте 400 метров над уровнем моря, возникший возле...
Музеи и Галереи
Музей Веры Мухиной
Музей Веры Мухиной
Музей скульптора Веры Игнатьевны Мухиной — исторический музей в Феодосии, посвящённый детству, юности и творчеству скульптора. Народный музей...
Аэродромы Крыма
Аэропорт Керчь
Аэропорт Керчь
Аэропорт Керчь, Войково - гражданский аэропорт Восточного Крыма, расположенный на северо-западе города Керчь, недалеко от железнодорожного вокзала....
Дворцы, Имения, Усадьбы
Дача Вилла
Дача Вилла
Дача «Вилла» расположена на проспекте Айвазовского в Феодосии. По соседству с дачей Милос. Дача украшает городскую набережную, принадлежала богатому...
Маяки Крыма
Ильинский маяк
Ильинский маяк
Ильинский маяк (Феодосийский маяк) — маяк на мысе Ильи хребта Тепе-Оба, недалеко от Феодосии. Первый деревянный маяк начал действовать 17 февраля...
Морские порты Крыма
Феодосийский морской порт
Феодосийский морской порт
Феодосийский морской торговый порт расположен в Феодосии на берегу Феодосийского залива Черного моря. Феодосийский морской торговый порт...