Ялтинский морской порт

Ялтинский морской торговый порт расположен в Ялте на берегу Ялтинского залива Чёрного моря. Сегодня Ялтинский торговый порт является филиалом Государственного унитарного предприятия Республики Крым «Крымские морские порты», созданного в соответствии с Постановлением Государственного Совета Республики Крым от 26.03.2014 года. Ялтинский морской торговый порт специализируется на пассажирских перевозках, и принимает круизные суда. Считается круизными воротами Крыма. Порт также перерабатывает каботажные грузы, главным образом - строительные материалы.

Ялтинский морской порт

В центре Ялты расположен пассажирский комплекс, восточнее в поселке Отрадное находится грузопассажирский комплекс. Портовые пункты и причалы для перевозки пассажиров, принадлежащие Ялтинскому порту находятся также в других населённых пунктах Крыма: Форос, Симеиз, Алупка, Мисхор, Ласточкино гнездо, Золотой пляж, Ливадия, Интурист, Никитский ботанический сад, санаторий Донбасс, санаторий им. Мориса Тореза, Гурзуф, Партенит, Рабочий уголок, Алушта, Малореченское, Рыбачье, Морское, Судак.

Ялтинский морской порт

История

В становлении Ялты как уездного города, в строительстве в нем морского порта, да и в организации регулярного товаро-пассажирского судоходства на Черном море большую роль сыграл М.С. Воронцов — генерал-губернатор Новороссийского края.

Многие из начинаний этого талантливого организатора, дельного и рачительного хозяина носили прогрессивный характер. На прибрежных землях Воронцов разбивает виноградные плантации, способствует прокладке дорог, устройству морского порта. Одним словом, создает основы экономики Южного берега Крыма. Заботясь о развитии края он, конечно, не забывает себя, в Алупке начинает строить великолепный дворец, окруженный прекрасным парком.

Благодаря М.С. Воронцову Ялта становится портом. И произошло это еще до перехода ее в «городской ранг».

В 20-е годы XIX века на повестку дня встал вопрос: где быть на Южном берегу морскому порту? Приискать для него место поручается в 1827 году капитану 1 ранга Критскому. В мае того же года он подает рапорт главному командиру Черноморского флота и портов, в котором отмечает:

«...Ялта расположена на середине Южного берега. Со всех сторон к ней дорога, и место это может служить средоточием торговли, ежели она когда-нибудь здесь водворится... Здесь могут поместиться около 50 судов...».

Год спустя полковник корпуса инженеров путей сообщения Шипилов получает задание — «составить проект и смету на устройство в местечке Ялта пристани и мола ввиду важности и полезности этого сооружения для всего Южного берега Крыма».

30 сентября 1832 года проект постройки каменного мола и организации в Ялте торгового порта был утвержден. Строительство, в котором участвовали более 200 вольнонаемных рабочих, в основном из местного населения, началось в 1833 году и закончилось в сентябре 1837 года. И когда в том же сентябре в Ялту прибыл царь, первое, что он увидел, были свежевозведенные добротные сооружения порта. А по сухопутью до Симферополя пролегла отсюда первоклассная по тому времени горная шоссейная дорога и такая же дорога строилась и связала впоследствии Ялту с Севастополем.

Таким образом, прокладку сухопутных и морских дорог Воронцов считал первоочередной задачей. Однако первому ялтинскому молу не повезло: в тяжелую, штормовую зиму 1837-1838 года он был полностью разрушен. Между тем Ялта, теперь уже уездный город, нуждалась в привозных строительных материалах и продуктах питания, да и желающих попасть на Южный берег становилось все больше. Шоссейная дорога не могла удовлетворить этой потребности — нужен был надежный морской причал.

Начавшаяся Крымская война (1853-1856) отодвинула решение вопроса на неопределенный срок. Хотя Ялта не была в зоне непосредственных военных действий англо-франко-турецких союзных войск, флот противника блокировал побережье Крыма. 22 сентября 1854 года англо-французская эскадра в составе 10 вымпелов под флагом французского адмирала Шангарнье «пожаловала» на ялтинский рейд и стояла здесь два дня. Вот что пишет об этом очевидец:

«Вышедший на берег парламентер объявил, чтобы жители были спокойны, что никто не будет обижен и ничего не будет тронуто. Вслед за сим высажено было на берег несколько сот англичан и французов. Тот же час все они рассыпались по городу, начали грабить все, что под руки попадалось: мебель разбивали в куски, одежду рвали в клочья и вообще беспощадно опустошали те дома, особенно в которых никого не было. Вся птица, весь скот, какой только был в городе и в окрестностях, взяты неприятелем».

В 1874 году Ялта заявила о себе мореходам маячным светом. В отчете Гидрографического департамента в связи с этим сообщалось:

«...В Ялте построен временный портовый маяк. Он состоит из железного домика с канделябрами высотой 20 футов (6 метров), на котором поднимается преломляющий аппарат большого размера... Огонь находится на оконечности мыса Кильсе-бурун».

После 1861 года, когда Романовы выбрали для себя постоянным курортом на Южном берегу Крыма Ливадию и Эреклик, правительство было озабочено устройством более удобного и безопасного пути сообщения из Петербурга в Ялту. Спешно достраивается железная дорога из Петербурга в Севастополь (от Лозовой до Севастополя). На Черном море появляются роскошные царские яхты: «Штандарт», «Эреклик» и для великих князей — «Ливадия». Все эти суда, за неимением в Ялте причала, вынуждены были бросать якорь и останавливаться на открытом внешнем рейде.

Императорская яхта Штандарт в порту Ялты, 1898 год

Правительство, не жалея средств, отпускает на строительство причальных сооружений большие деньги. Конечно, были и другие мотивы для постройки надежной причальной линии — она ведь в любую погоду (т.е. и при значительном ветре и волнении) гарантировала прием грузовых и пассажирских судов. Однако ежегодный приезд в Ливадию царя и всей его многочисленной свиты — одна из главных причин.

Итак, назрела необходимость в сооружении каменного мола, каменной набережной и набережной-причала для каботажных судов. Разработка проекта, завершенная в основном к 1887 году, и начатое в 1889 по 1892 года производство работ были поручены трем опытным инженерам - С.Н. Руденко, А.Л. Бертье-Делагарду и Н.М. Шевцову.

Портовый мол

Вскоре после окончания постройки мола на верхней части его головы возводится ялтинский портовый маяк. Это было второе по счету маячное сооружение за короткий срок, чем подтверждалась все возраставшая роль Ялты в мореходстве.

Ялтинскому портовому молу более 100 лет. За этот немалый для гидротехнического сооружения срок он испытал на себе и сильнейшие морские штормы, и многочисленные бомбардировки с воздуха, и торпедные атаки кораблей в период Великой Отечественной войны. И надо отдать ему должное: мол с честью выдержал испытания на прочность и долговечность. А это, пожалуй, лучшая оценка работы его строителей. И лучший им памятник.

В разное время ялтинский мол и порт приходилось ремонтировать после жестоких штормов или (что тоже было не раз) подвергать частичной реконструкции. Но все эти работы не идут ни в какое сравнение с тем, что пришлось сделать портовикам после освобождения города от фашистских захватчиков. Порт практически возрожден был заново. Сегодня он неузнаваем — стал одним из ведущих предприятий города.

Порт в годы Великой Отечественной войны

Ялтинский порт — памятное место, связанное с героическим подвигом советских моряков в годы Великой Отечественной войны.

Когда фашисты захватили Ялту, в порту появились их подводные лодки и другие корабли. От головы мола до набережной, через всю бухту, закрывая вход в неё, было установлено боносетевое заграждение. С одной стороны оно было прикреплено цепями и тросами к стенке набережной, с другой, у мола, поддерживалось десантной самоходной баржей, открывавшей для судов вход и выход в бухту. Баржа одновременно служила складом боеприпасов.

Однажды на рассвете отряд советских торпедных катеров (командир капитан-лейтенант К.Г. Кочиев) под прикрытием тумана подошел со стороны открытого моря к Ялте, намереваясь атаковать фашистские корабли, стоящие у мола. Но как прорваться в порт через боносетевое заграждение? К.Г. Кочиев, стоявший у штурвала головного катера, приказал торпедировать самоходную баржу у мола.

Оглушительный взрыв отдался эхом в горах. Баржа быстро погрузилась в воду, освободив один конец боносетевого заграждения, которое осело на дно. В образовавшуюся брешь устремились катера и торпедировали фашистские корабли.

Атака была так неожиданна, дерзка и молниеносна, что фашистские батареи начали беспорядочную стрельбу только тогда, когда катера, оставляя за кормой высокие буруны, уже уходили в открытое море.

Общая информация

Территория Ялтинского морского торгового порта включает пассажирский комплекс, находящийся в центре города (5,51 га.), грузопассажирский портпункт в одной миле к востоку от центра города, в Отрадном (3,34 га.).

Ялтинский морской порт в поселке Отрадное

Портовые воды Ялтинского порта состоят из акватории пассажирского комплекса - 12,15 га и акватории грузопассажирского комплекса - 8,2 га; якорного места № 393; охранных зон, прилегающих к причалам портпунктов.

Акватория пассажирского комплекса ограничивается восточным молом, причалами №№ 3, 4, 5, 8, 9 и линией, соединяющей морские оконечности западного оградительного мола и восточного мола. Она также включает в себя полосу моря шириной 50 м, прилегающую к причалу № 9.

Акватория грузопассажирского комплекса ограничивается оградительным молом, грузовым причалом № 3 мыса Филари и линией, соединяющей мыс Филари и оконечность оградительного мола.

Деятельность порта

Порт осуществляет перевозки пассажиров между населенными пунктами Южного берега Крыма, принимает круизные суда на причале и на рейде. Суда портового флота, прогулочные катера в советский период перевозили до 6 млн. пассажиров в год, в наше время до 1,5 млн. пассажиров в год.

Порт осуществляет также перевалку грузов, благодаря введённому в строй в 1986 году перегрузочному комплексу в Отрадном, который рассчитан на переработку до 2 млн. тонн грузов в год. Площадь комплекса составляет 3,34 га, площадь открытых складов 15 тысяч кв. м. Грузопассажирский комплекс в Отрадном включает грузовой причал, оснащённый кранами, и причал для судов и паромов.

г. Ялта, ул. Рузвельта, 5
Вам был полезен этот материал? Да -1 Нет Спасибо за Вашу оценку!
Нашли ошибку в тексте? Пожалуйста, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Добавить комментарий

Нажимая кнопку «Добавить», я подтверждаю, что ознакомлен(а) с Правилами размещения сообщений, принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку своих персональных данных
Никто ещё не оставил комментариев, станьте первым.

Другие публикации по теме

Еще 7 публикаций

Новости в Крыму

Открытие Крымского моста
Открытие Крымского моста
Состоялась торжественная церемония открытия автомобильной части моста через Керченский пролив. Президент России Владимир Путин за рулем «КамАЗа»...
Открытие нового терминала международного аэропорта «Симферополь»
Открытие нового терминала международного аэропорта «Симферополь»
Состоялось торжественное открытие нового терминала международного аэропорта «Симферополь». «Крымская волна» — так назвали открывшийся аэровокзальный...
Семейные путешествия
Великие люди о Крыме
Великие люди о Крыме
Во все времена великие ученые, поэты, писатели, знаменитые полководцы, путешественники и государственные деятели приезжали в Крым за вдохновением,...
Сквозь леденящий холод весеннего Тырке
Сквозь леденящий холод весеннего Тырке
Люди, когда погода весной еще неустойчивая, обязательно берите в поход теплые вещи - лучше взять больше, чем обморозить пальцы или схватить...
Скалы, Горы и Перевалы
Гора Чамны-Бурун
Гора Чамны-Бурун
Чамны-Бурун - массивная куполообразная гора, поросшая лесом. Расположена в 5 км к югу от села Изобильное, к северо-западу от хребта Урага....
Ущелья и Каньоны
Ущелье Холодный кулуар
Ущелье Холодный кулуар
Холодный кулуар - горное ущелье на Чатыр-Даге, закрытое Ангарской стенкой. По ущелью можно подняться с севера на вершину горы Ангар-Бурун. Это самый...
Пещеры и Шахты
Пещера им. профессора Багрова (Эклизи-Коба)
Пещера им. профессора Багрова (Эклизи-Коба)
Пещера имени профессора Багрова известная как пещера Эклизи-Коба находится на горном массиве Чатыр-Даг яйла. Расположена в юго-западной части...
Острова Крыма
Скала Золотые Ворота
Скала Золотые Ворота
Золотые Ворота - прибрежная скала арочной формы у горно-вулканического массива Кара-Даг. Золотые ворота Кара-Дага — самая знаменитая скала древнего...
Крымские яйлы
Чатыр-Даг яйла
Чатыр-Даг яйла
Чатыр-Даг яйла расположена в южной части Крымского полуострова в центральной части Главной гряды Крымских гор. Чатыр-Даг яйла расположена обособленно...
Мысы Крыма
Мыс Чобан-Куле
Мыс Чобан-Куле
Мыс Чобан-Куле или Башенный мыс или мыс Агира - обнажённый обрывистый мыс, далеко выдается в море, округлый выступ береговой линии, который с запада...
Пещерные города и монастыри
Песчаные косы Крыма
Камыш-Бурунская коса
Камыш-Бурунская коса
Аршинцевская коса — одно из самых любимых пляжных мест отдыха местных и приезжих отдыхающих. Ранее она называлась Камыш-Бурунская. Название...
Моря, Заливы и Бухты
Кутлакская бухта
Кутлакская бухта
Кутлакская бухта или Весёловская бухта – продолжение долины крохотной речки Кутлак, протекающей возле села Весёлое. С востока бухта прикрыта...
Пляжи Крыма
Пляжи села Солнечногорское
Пляжи села Солнечногорское
Одним из главных достоинств курорта Солнечногорское является пляж, который состоит из мелкой гальки, смешанной с серо-красным песком вулканического...
Развлекательные комплексы
Горнолыжный курорт «Ангарский Перевал»
Горнолыжный курорт «Ангарский Перевал»
Горнолыжный курорт «Ангарский Перевал» расположен на склоне горного массива Чатыр-Даг недалеко от села Перевальное Симферопольского района. Ангарский...
Реки и Озёра
Озеро Кастель
Озеро Кастель
Горное озеро Кастель расположено выше трассы Алушта-Ялта, pядoм c селом Винoгpaдное. Раскинулось у юго-западного подножия хребта Урага, на высоте 515...
Набережные Крыма
Набережная Нового Света
Набережная Нового Света
Набережная Нового Света - это главная улица курортного посёлка. Набережная протянулась вдоль берега на семьсот метров. Особым украшением набережной...
Виноделие Крыма
Завод шампанских вин «Новый Свет»
Завод шампанских вин «Новый Свет»
«Новый Свет» — предприятие по производству игристого вина классическим французским бутылочным методом шампанизации, расположено в посёлке Новый Свет....
Заповедники Крыма
Карадагский природный заповедник
Карадагский природный заповедник
Карадагский природный заповедник - природный заповедник Крыма, расположен в юго-восточной части Крыма. Заповедник занимает территорию вулканического...
Памятники природы
Реликтовая березовая роща в ущелье Яман-Дере
Реликтовая березовая роща в ущелье Яман-Дере
Реликтовая березовая роща - единственный аборигенный в Крыму березовый лесок в ущелье Яман-Дере. Он расположен в верховье Узень-Баша над водопадом...
Урочища Крыма
Заповедное урочище «Яйла Чатыр-Дага»
Заповедное урочище «Яйла Чатыр-Дага»
Заповедное урочище «Яйла Чатыр-Дага» - заповедное урочище регионального значения, расположено на Чатыр-Даг яйле на территории Городского округа...
Парки и Сады
Парк Утёс-Карасан
Парк Утёс-Карасан
Парк Утёс-Карасан — парк-памятник садово-паркового искусства регионального значения. Расположенный на южном побережье Крыма в посёлке Утёс на...
Заказники Крыма
Ландшафтный заказник «Аю-Даг»
Ландшафтный заказник «Аю-Даг»
Государственный природный заказник «Аю-Даг» - ландшафтный заказник республиканского значения, расположенный на месте одноименной горы-лакколита, на...
Тектонические памятники
Грязевой вулкан Джау-Тепе
Грязевой вулкан Джау-Тепе
Самый большой грязевой вулкан Джау-Тепе находится на юго-западной равнине Керченского полуострова у окраины села Вулкановка, у дороги Феодосия -...
Водопады Крыма
Водопады реки Узень-Баш
Водопады реки Узень-Баш
Река Узень-Баш берет свое начало в роднике Бер-Бер-Богаз-Чокрак и имеет ряд притоков. Узень-Баш бежит по живописному ущелью Яман-Дере, образуя...
Тропы здоровья
Тропа Талма-Богаз
Тропа Талма-Богаз
Тропа Талма-Богаз — горная тропа-перевал, которая является одним из самых удобных подъёмов на Бабуган-яйлу. Поднимается тропа на плато Бабуган в 1,5...
Крепости Крыма
Башня Чобан-Куле
Башня Чобан-Куле
Башня Чобан-Куле (Чабан-Куле, Чобан-Кале) - развалины замка XV века на морском побережье в юго-восточной части Крыма. Расположена в 5 километрах от...
Памятники архитектуры
Фонтан Коин-Чешме
Фонтан Коин-Чешме
Фонтан Коин-Чешме находится на площади в центре села Весёлое Судакского региона. Древний фонтан построен еще в середине XIV века из кутлакского...
Памятники, Монументы
Памятник троллейбусу
Памятник троллейбусу
Памятник крымскому троллейбусу установлен на Ангарском перевале на трассе Симферополь-Алушта-Ялта в 2012 году. На высоком постаменте возле трассы...
Историко-культурные заповедники
Музей-заповедник «Судакская крепость»
Музей-заповедник «Судакская крепость»
Государственное бюджетное учреждение Республики Крым «Музей-заповедник «Судакская крепость» создан 1 августа 2014 года на базе государственного...
Фортификационные сооружения
29-я береговая батарея
29-я береговая батарея
29-я береговая артиллерийская батарея Керченского укрепленного сектора береговой обороны Черноморского Флота СССР расположена в районе Тобечикского...
Памятники археологии
Таврские каменные ящики на горе Малбанын-Хыры
Таврские каменные ящики на горе Малбанын-Хыры
Гора Малбанын-Хыры расположена в 3 км от шоссе Алушта-Судак. На ее вершине и рядом от нее находится три комплекса дольменов или таврских каменных...
Тоннели и Подземные сооружения
Объект Феодосия-13
Объект Феодосия-13
Феодосия-13 или Предприятие почтовый индекс 105 - бывший секретный объект близ Судака в урочище Кизилташ, хранилище ядерного оружия. В...
Историческая территория
Бульварная горка
Бульварная горка
Бульварная или Красная горка — это небольшая возвышенность в центре Феодосии, нависшая над проспектом Айвазовского (над корпусами санатория Восход),...
Святыни Крыма
Храм Покрова Пресвятой Богородицы, Рыбачье
Храм Покрова Пресвятой Богородицы, Рыбачье
Храм Покрова Пресвятой Богородицы расположен в селе Рыбачье Городского округа Алушта. Построен храм в 2010 году на месте бывшего летнего кинотеатра....
Музеи и Галереи
Музей катастроф на водах
Музей катастроф на водах
Музей катастроф на водах находиться в селе Малореченское. Расположен в цокольном этаже-платформе храма-маяка Святого Николая Чудотворца. Открыт 7 мая...
Аэродромы Крыма
Аэропорт Керчь
Аэропорт Керчь
Аэропорт Керчь, Войково - гражданский аэропорт Восточного Крыма, расположенный на северо-западе города Керчь, недалеко от железнодорожного вокзала....
Дворцы, Имения, Усадьбы
Дворец князя Голицына
Дворец князя Голицына
Дворец князя Голицына расположен в самом центре посёлка Новый Свет. Дворец является главной архитектурной достопримечательностью Нового Света. Дом...
Маяки Крыма
Меганомский маяк
Меганомский маяк
Меганомский маяк находится на мысе Меганом полуострова Меганом. К работам по возведению маяка на мысе Меганом приступили в августе 1894 года. 15...
Морские порты Крыма
Феодосийский морской порт
Феодосийский морской порт
Феодосийский морской торговый порт расположен в Феодосии на берегу Феодосийского залива Черного моря. Феодосийский морской торговый порт...