Войти

Ялтинский морской порт

Ялтинский морской торговый порт расположен в Ялте на берегу Ялтинского залива Чёрного моря. Сегодня Ялтинский торговый порт является филиалом Государственного унитарного предприятия Республики Крым «Крымские морские порты», созданного в соответствии с Постановлением Государственного Совета Республики Крым от 26.03.2014 года. Ялтинский морской торговый порт специализируется на пассажирских перевозках, и принимает круизные суда. Считается круизными воротами Крыма. Порт также перерабатывает каботажные грузы, главным образом - строительные материалы.

Ялтинский морской порт

В центре Ялты расположен пассажирский комплекс, восточнее в поселке Отрадное находится грузопассажирский комплекс. Портовые пункты и причалы для перевозки пассажиров, принадлежащие Ялтинскому порту находятся также в других населённых пунктах Крыма: Форос, Симеиз, Алупка, Мисхор, Ласточкино гнездо, Золотой пляж, Ливадия, Интурист, Никитский ботанический сад, санаторий Донбасс, санаторий им. Мориса Тореза, Гурзуф, Партенит, Рабочий уголок, Алушта, Малореченское, Рыбачье, Морское, Судак.

Ялтинский морской порт

История

В становлении Ялты как уездного города, в строительстве в нем морского порта, да и в организации регулярного товаро-пассажирского судоходства на Черном море большую роль сыграл М.С. Воронцов — генерал-губернатор Новороссийского края.

Многие из начинаний этого талантливого организатора, дельного и рачительного хозяина носили прогрессивный характер. На прибрежных землях Воронцов разбивает виноградные плантации, способствует прокладке дорог, устройству морского порта. Одним словом, создает основы экономики Южного берега Крыма. Заботясь о развитии края он, конечно, не забывает себя, в Алупке начинает строить великолепный дворец, окруженный прекрасным парком.

Благодаря М.С. Воронцову Ялта становится портом. И произошло это еще до перехода ее в «городской ранг».

В 20-е годы XIX века на повестку дня встал вопрос: где быть на Южном берегу морскому порту? Приискать для него место поручается в 1827 году капитану 1 ранга Критскому. В мае того же года он подает рапорт главному командиру Черноморского флота и портов, в котором отмечает:

«...Ялта расположена на середине Южного берега. Со всех сторон к ней дорога, и место это может служить средоточием торговли, ежели она когда-нибудь здесь водворится... Здесь могут поместиться около 50 судов...».

Год спустя полковник корпуса инженеров путей сообщения Шипилов получает задание — «составить проект и смету на устройство в местечке Ялта пристани и мола ввиду важности и полезности этого сооружения для всего Южного берега Крыма».

30 сентября 1832 года проект постройки каменного мола и организации в Ялте торгового порта был утвержден. Строительство, в котором участвовали более 200 вольнонаемных рабочих, в основном из местного населения, началось в 1833 году и закончилось в сентябре 1837 года. И когда в том же сентябре в Ялту прибыл царь, первое, что он увидел, были свежевозведенные добротные сооружения порта. А по сухопутью до Симферополя пролегла отсюда первоклассная по тому времени горная шоссейная дорога и такая же дорога строилась и связала впоследствии Ялту с Севастополем.

Таким образом, прокладку сухопутных и морских дорог Воронцов считал первоочередной задачей. Однако первому ялтинскому молу не повезло: в тяжелую, штормовую зиму 1837-1838 года он был полностью разрушен. Между тем Ялта, теперь уже уездный город, нуждалась в привозных строительных материалах и продуктах питания, да и желающих попасть на Южный берег становилось все больше. Шоссейная дорога не могла удовлетворить этой потребности — нужен был надежный морской причал.

Начавшаяся Крымская война (1853-1856) отодвинула решение вопроса на неопределенный срок. Хотя Ялта не была в зоне непосредственных военных действий англо-франко-турецких союзных войск, флот противника блокировал побережье Крыма. 22 сентября 1854 года англо-французская эскадра в составе 10 вымпелов под флагом французского адмирала Шангарнье «пожаловала» на ялтинский рейд и стояла здесь два дня. Вот что пишет об этом очевидец:

«Вышедший на берег парламентер объявил, чтобы жители были спокойны, что никто не будет обижен и ничего не будет тронуто. Вслед за сим высажено было на берег несколько сот англичан и французов. Тот же час все они рассыпались по городу, начали грабить все, что под руки попадалось: мебель разбивали в куски, одежду рвали в клочья и вообще беспощадно опустошали те дома, особенно в которых никого не было. Вся птица, весь скот, какой только был в городе и в окрестностях, взяты неприятелем».

В 1874 году Ялта заявила о себе мореходам маячным светом. В отчете Гидрографического департамента в связи с этим сообщалось:

«...В Ялте построен временный портовый маяк. Он состоит из железного домика с канделябрами высотой 20 футов (6 метров), на котором поднимается преломляющий аппарат большого размера... Огонь находится на оконечности мыса Кильсе-бурун».

После 1861 года, когда Романовы выбрали для себя постоянным курортом на Южном берегу Крыма Ливадию и Эреклик, правительство было озабочено устройством более удобного и безопасного пути сообщения из Петербурга в Ялту. Спешно достраивается железная дорога из Петербурга в Севастополь (от Лозовой до Севастополя). На Черном море появляются роскошные царские яхты: «Штандарт», «Эреклик» и для великих князей — «Ливадия». Все эти суда, за неимением в Ялте причала, вынуждены были бросать якорь и останавливаться на открытом внешнем рейде.

Императорская яхта Штандарт в порту Ялты, 1898 год

Правительство, не жалея средств, отпускает на строительство причальных сооружений большие деньги. Конечно, были и другие мотивы для постройки надежной причальной линии — она ведь в любую погоду (т.е. и при значительном ветре и волнении) гарантировала прием грузовых и пассажирских судов. Однако ежегодный приезд в Ливадию царя и всей его многочисленной свиты — одна из главных причин.

Итак, назрела необходимость в сооружении каменного мола, каменной набережной и набережной-причала для каботажных судов. Разработка проекта, завершенная в основном к 1887 году, и начатое в 1889 по 1892 года производство работ были поручены трем опытным инженерам - С.Н. Руденко, А.Л. Бертье-Делагарду и Н.М. Шевцову.

Портовый мол

Вскоре после окончания постройки мола на верхней части его головы возводится ялтинский портовый маяк. Это было второе по счету маячное сооружение за короткий срок, чем подтверждалась все возраставшая роль Ялты в мореходстве.

Ялтинскому портовому молу более 100 лет. За этот немалый для гидротехнического сооружения срок он испытал на себе и сильнейшие морские штормы, и многочисленные бомбардировки с воздуха, и торпедные атаки кораблей в период Великой Отечественной войны. И надо отдать ему должное: мол с честью выдержал испытания на прочность и долговечность. А это, пожалуй, лучшая оценка работы его строителей. И лучший им памятник.

В разное время ялтинский мол и порт приходилось ремонтировать после жестоких штормов или (что тоже было не раз) подвергать частичной реконструкции. Но все эти работы не идут ни в какое сравнение с тем, что пришлось сделать портовикам после освобождения города от фашистских захватчиков. Порт практически возрожден был заново. Сегодня он неузнаваем — стал одним из ведущих предприятий города.

Порт в годы Великой Отечественной войны

Ялтинский порт — памятное место, связанное с героическим подвигом советских моряков в годы Великой Отечественной войны.

Когда фашисты захватили Ялту, в порту появились их подводные лодки и другие корабли. От головы мола до набережной, через всю бухту, закрывая вход в неё, было установлено боносетевое заграждение. С одной стороны оно было прикреплено цепями и тросами к стенке набережной, с другой, у мола, поддерживалось десантной самоходной баржей, открывавшей для судов вход и выход в бухту. Баржа одновременно служила складом боеприпасов.

Однажды на рассвете отряд советских торпедных катеров (командир капитан-лейтенант К.Г. Кочиев) под прикрытием тумана подошел со стороны открытого моря к Ялте, намереваясь атаковать фашистские корабли, стоящие у мола. Но как прорваться в порт через боносетевое заграждение? К.Г. Кочиев, стоявший у штурвала головного катера, приказал торпедировать самоходную баржу у мола.

Оглушительный взрыв отдался эхом в горах. Баржа быстро погрузилась в воду, освободив один конец боносетевого заграждения, которое осело на дно. В образовавшуюся брешь устремились катера и торпедировали фашистские корабли.

Атака была так неожиданна, дерзка и молниеносна, что фашистские батареи начали беспорядочную стрельбу только тогда, когда катера, оставляя за кормой высокие буруны, уже уходили в открытое море.

Общая информация

Территория Ялтинского морского торгового порта включает пассажирский комплекс, находящийся в центре города (5,51 га.), грузопассажирский портпункт в одной миле к востоку от центра города, в Отрадном (3,34 га.).

Ялтинский морской порт в поселке Отрадное

Портовые воды Ялтинского порта состоят из акватории пассажирского комплекса - 12,15 га и акватории грузопассажирского комплекса - 8,2 га; якорного места № 393; охранных зон, прилегающих к причалам портпунктов.

Акватория пассажирского комплекса ограничивается восточным молом, причалами №№ 3, 4, 5, 8, 9 и линией, соединяющей морские оконечности западного оградительного мола и восточного мола. Она также включает в себя полосу моря шириной 50 м, прилегающую к причалу № 9.

Акватория грузопассажирского комплекса ограничивается оградительным молом, грузовым причалом № 3 мыса Филари и линией, соединяющей мыс Филари и оконечность оградительного мола.

Деятельность порта

Порт осуществляет перевозки пассажиров между населенными пунктами Южного берега Крыма, принимает круизные суда на причале и на рейде. Суда портового флота, прогулочные катера в советский период перевозили до 6 млн. пассажиров в год, в наше время до 1,5 млн. пассажиров в год.

Порт осуществляет также перевалку грузов, благодаря введённому в строй в 1986 году перегрузочному комплексу в Отрадном, который рассчитан на переработку до 2 млн. тонн грузов в год. Площадь комплекса составляет 3,34 га, площадь открытых складов 15 тысяч кв. м. Грузопассажирский комплекс в Отрадном включает грузовой причал, оснащённый кранами, и причал для судов и паромов.

г. Ялта, ул. Рузвельта, 5
Вам был полезен этот материал? Да -1 Нет

Добавить комментарий

Другие публикации по теме

Яндекс.Метрика