СПЕЦПРОЕКТ
Выставка «Древний Херсонес в миниатюре» позволяет единым взором охватить богатство и разнообразие прошлого этого древнегреческого, древнеримского, а затем византийского города, находившегося на крымской земле. Воскресить из плена небытия руины мертвого города и пройтись по нему теми же путями, какими из века в век ходили здесь херсонеситы. Представить, как они жили и чем занимались, о чем думали и мечтали, к чему стремились, преодолевая невзгоды, борясь с переменчивыми обстоятельствами, отражая удары врагов и сами нанося их, до тех пор, пока не погибли безвозвратно.
Выставка «Древний Херсонес в миниатюре» на территории заповедника «Херсонес Таврический» в Севастополе - это парк под открытым небом, где расположились средневековые кварталы и торговые лавки, оборонительная башня и знаменитый амфитеатр, дозорный пункт и жилые дома, большое количество храмов и даже жилище винодела. Экспозиция насчитывает порядка двадцати уменьшенных натуралистично созданных копий зданий в масштабе 1:25, позволяет ознакомиться сразу с тремя эпохами Херсонеса и, одновременно, почувствовать себя Гулливером!
В работе над созданием парка принимали участие ведущие ученые российской и украинской академии наук, сотрудники Херсонеса, архитекторы и специалисты по античной и средневековой истории. Каждый макет представляет собой максимально точную копию архитектурного сооружения, построенного в разное время на территории древнего города.
В 1963-1964 годах были обследованы жилые кварталы припортового района Херсонеса, давшие более четкое представление о позднесредневековой архитектуре города, которая до этого времени представлялась исследователям преимущественно довольно невзрачно в полудеревенском стиле.
Реконструкция В.Н. ДаниленкоОстатки III квартала находятся в северо-восточной части Херсонеса. Дома были двухэтажные и погибли в бушующем огне пожара в XIV веке, скорее всего, сожженные врагами, ворвавшимися в город. Через вход с улицы мы можем войти в просторную, почти квадратную переднюю одного из них.
Слева от нас - угловое помещение, которое являлось лавкой, но не сообщалось с передней. Попасть в дом можно было прямо с улицы, через широкий вход, как это было принято в большинстве мастерских лавок.
Реконструкция А.Л. ЯкобсонаВ XVI квартале, расположенном в северной прибрежной части города, находились несколько средневековых мастерских по изготовлению гончарных изделий. Остатки печей и гончарных кругов, черепков, глины и других отходов производства, бракованных изделий свидетельствуют, что здесь было несколько производственных комплексов, попеременно действовавших в XI-XII веках. Не исключено их объединение в особый район или квартал. Немного позже здесь была возведена базилика. Она существовала до рубежа X-XI веков, после чего была перестроена в небольшую квартальную церковь-усыпальницу.
Реконструкция А.Л. ЯкобсонаТипичная сельскохозяйственная усадьба хоры Херсонеса времен Римской империи, располагалась в районе Верхне-Юхариной балки.
Реконструкция Е.Ю. Клениной, Т. СарновскиВ 1936 году на северном берегу Херсонеса на участке, непосредственно примыкающем к Базилике 1935 года, Г.Д. Беловым были обнаружены остатки жилых домов херсонеситов среднего достатка VI-II веков до нашей эры.
Реконструкция Б.Н. ФедороваДом винодела раскопан Г.Д. Беловым в северном районе Херсонеса. Здесь изготавливали вино и делали это в весьма значительных количествах, очевидно, в расчете на продажу, на что указывают три сохранившиеся давильные площадки большой винодельни. На первой площадке виноградный сок выжимали ногами, получая качественное сырье для будущего вина. Потом жмых перекладывали на соседние площадки и давили его с помощью рычажных деревянных прессов. Рычаги подтягивали скрученными веревками к каменным грузам, которые стояли в вырубленных в скале углублениях. Сок через сливы стекал с площадок в небольшой прямоугольный оштукатуренный цемянкой резервуар перед каждой давильней.
Тут же находился круглый колодец с чистой водой. Кстати, пока это единственная бесспорная винодельня, открытая в черте города: вероятно, в большинстве своем их строили на окрестных сельских усадьбах Гераклейского полуострова, поближе к виноградникам.
Считается, что по своим вкусовым достоинствам и качеству вино, производимое здесь, было не лучше и не дешевле большинства импортных вин и поэтому в основном потреблялось самими херсонеситами. Тем не менее запасы были весьма значительны, о чем свидетельствует крупный склад, примыкавший к давильням.
Реконструкция С.Д. КрыжицкогоРядом с музейными зданиями расположены помещения монетного двора Херсонеса, датируемого IV-III веками до нашей эры (раскопан в 1904 году). Здание примыкало к главной улице города, почти в центральной ее части. От него сохранился только подвальный этаж, сложенный из крупных известняковых блоков без связующего раствора. Во время раскопок в одной из комнат найдены остатки плавильного горна, литейный шлак и 43 бронзовых кружочка - вероятно, заготовки для чеканки монет. Эти находки и дали основание определить открытое сооружение как монетный двор.
Реконструкция И.А. Снитко, С.Г. РыжоваПри расширении территории города в IV-III веках до нашей эры древнюю оборонительную стену разобрали, а вновь построенная прошла южнее. По склону балки в скале вырубили восемь секторов зрительных мест - театрона с рядами каменных скамеек. Херсонесский театр вмещал некогда примерно 1800-2000 человек. На орхестре, против центрального прохода театрона, стоял общественный жертвенник-фимела.
Херсонесский театр неоднократно перестраивался: значительные изменения коснулись его в I веке нашей эры, когда в городе размещались римские войска. В это время в театре устраивались бои гладиаторов, травля диких зверей.
Принятие христианства привело к разрушению языческих храмов, общественных зданий. Не избежал этой участи и античный театр. Его превратили в каменоломню, а затем в свалку.
Реконструкция В.А. БанкоВо II веке до нашей эры территория херсонесского порта расширилась за счет участка береговой полосы. Новая стена заканчивается башней Зенона. Старая линия обороны, оказавшись внутри города, была сохранена. Таким образом, вновь присоединенный участок со всех сторон оказался окруженным стенами и башнями. У исследователей этот участок получил условное название «цитадель».
В первые века нашей эры здесь размещались отряды римских легионеров. Перед башней Зенона находится протейхизма - передовая оборонительная стена, между протейхизмой и основной стеной свободное пространство - перибол. Почти под прямым углом от башни отходят клавикулы - вспомогательные оборонительные стены.
Реконструкция И.А. АнтоновойРимский дозорный пункт на высоте Казацкая. Середина II - начало III века.
Реконструкция О.Я. Савеля, Т. СарновскиВизитная карточка Херсонеса, действительно, изображение белых колонн на фоне моря - непременная иллюстрация рассказа о Херсонесе. К сожалению, никому сегодня не известно, как именовался этот христианский храм в средневековом Херсонесе, а потому называется он по году открытия раскопками Г.Д. Белова в 1935 году.
Исследователями установлено, что базилика была построена, вероятно, в VI веке на месте более раннего храма V века, в X веке разрушена, а на месте ее среднего нефа была сооружена небольшая часовня. Высказывается предположение о существовании здесь в позднеантичный период иудейского молитвенного дома - синагоги. Еще одна гипотеза продиктована находками в среднем нефе, вымощенном мраморными плитами. При раскопках плиты были сняты и перевернуты: оказалось, что они представляют собой крупные обломки саркофагов римского времени с рельефными изображениями языческих богов и героев, сцен заупокойной трапезы и так далее. Возможно, саркофаги были установлены в мавзолее, где хоронили представителей знатных семейств Херсонеса.
Впрочем, научные споры о времени сооружения и о назначении различных построек на этом месте, продолжаются до сих пор. Самый узнаваемый памятник Херсонеса продолжает оставаться одним из самых загадочных.
Изображение базилики 1935 года можно встретить на украинской купюре номиналом 1 гривна.
Реконструкция Ю.Г. ЛосицкогоХрамовый комплекс, расположенный недалеко от базилики 1935 года, получил условное название «базилика в базилике». Он действительно напоминает своеобразную «матрешку» из двух храмов - большего и меньшего, как бы «вставленных» один в другой.
Надо сказать, что подобное расположение более поздней базилики на более ранней практиковалось в Херсонесе повсеместно. Поздние, меньшие, храмы строились и на центральных нефах Восточной, Уваровской, Северной и других базилик.
Остатки колонн и мраморного престола в алтарной части храма производят яркое впечатление на всех, кто посещает Херсонес Таврический. Сохранились прекрасные мозаичные полы храмового комплекса, но в настоящий момент они находятся на реставрации.
От этой базилики не уцелело практически ничего: обрушившийся берег увлек за собой алтарную часть, исчезли камни стен, мраморные колонны. Да и то, что еще видно на поверхности земли так заросло травой, что с трудом можно определить план и размеры здания. Храм этот был открыт еще в 1876 году.
Построена базилика была, вероятно, в конце VI или в VII веке и была одним из самых крупных храмов в городе. К северному нефу здания примыкал крестообразный храм-мавзолей. Базилика существовала до X века.
Реконструкция Ю.Г. ЛосицкогоБазилика, крещальня и не сохранившийся до наших дней храм с трехлепестковой апсидой занимали квартал, который, вероятно, был религиозным центром средневекового Херсонеса, здесь находилась резиденция Херсонесского митрополита и, по-видимому, именно тут крестился князь Владимир Великий.
Большую часть квартала и занимала базилика, раскопанная в 1853 году графом А.С. Уваровым и получившая по его имени нынешнее название.
Базилика, сооруженная в конце V - начале VI веков, впоследствии неоднократно перестраивалась. Капитальная перестройка была осуществлена в X веке.
Многие исследователи Херсонеса считают, что именно эта базилика была главным храмом города, посвященным Святым апостолам Петру и Павлу, о котором упоминается в письменных источниках.
Реконструкция Р.И. КухаренкоХрам был открыт в 1893 году при строительстве артиллерийской батареи. В 1977-1979 годах доследован В.А. Кутайсовым и предположительно отождествлен им с храмом, поставленным в память о чуде святого Капитона. Расположен вдали от экскурсионных маршрутов, а потому редко посещается.
Храм датируется VII веком. В храме под мозаикой пола обнаружены остатки известеобжигательной печи, по времени предшествовавшей храму. Размещение храма вокруг печи связано с легендой, согласно которой в Херсонес в 325 году прибыл для проповеди христианства епископ Капитон. Для доказательства бытия Божия он вошел в горящую известеобжигательную печь и вышел из нее невредимым. В память об этом чуде в VII веке на месте печи возводится мартирий (храм-памятник), который просуществовал до Х века.
В Х веке храм был частично разрушен, после чего в нем проводились восстановительные работы. Окончательно он прекращает свое существование вместе с гибелью Херсонеса.
Реконструкция В.А. Кутайсова и Р.И. КухаренкоОдин из самых необычных архитектурных сооружений Херсонеса существовал с конца Х - начала XIII века. Он был раскопан в 1906 году и почти не имеет архитектурных аналогов в мире, похожий по форме есть только в Грузии, но более позднего времени.
В отличии от классических византийских храмов с тремя апсидами имеет пять апсид. Кстати, был построен на фундаменте более раннего трехапсидного храма, и видимо, вобрал в себя его сохранившиеся части.
Реконструкция Е.Ю. КленинойБлиже к морю, в низине, расположен небольшой храм, построенный почти в одно время с поздней «базиликой в базилике». Не сразу разглядишь остатки его стен, раскопанные уже в 1891 году. Выделяются многочисленные каменные арки подвальных сводов, перекрывавших глубокие усыпальницы - костницы. Как и в шестистолпном храме, расположенном на северном берегу, здесь был верхний этаж, где находилась церковь, купол которой опирался на четыре квадратных столба, деливших внутреннее пространство храма. Столбы были, очевидно, соединены арками как между собой, так и со стенами.
Наибольший интерес вызывает крупная усыпальница - крипта, располагавшаяся под храмом. В холоде и сыром мраке скрытых под землей помещений покоились сотни херсонеситов, чьи останки приносили сюда из столетия в столетие.
Вход в обширную гробницу-катакомбу вел с двух сторон - с северного и южного боковых нефов. Сам склеп разделен на три помещения, проходы между которыми перекрыты прочными сводами, поддерживавшими пол крестово-купольной церкви-усыпальницы. По этим сводам храм и получил свое условное название.
Название «Храм с ковчегом» здание получило во время раскопок 1897 года в связи с тем, что в тайнике под алтарем был найден небольшой серебряный ковчег (ларец) с мощами. С 1900 года он хранится в Санкт-Петербургском Эрмитаже.
Здание храма имеет в плане форму равноконечного креста. Восточная его ветвь, где находился алтарь, имела апсиду. Храмы такого типа перекрывались куполом, опиравшимся на основания ветвей креста. Храм погиб при пожаре во время монголо-татарского набега в XIV веке.
Реконструкция О.И. ДомбровскогоМалый храм, сооруженный в ионическом ордере, располагался в нескольких метрах к западу от главного, и несколько прекрасно отесанных блоков его стилобата, основания, виднеются у левого края древней мостовой.
Благодаря многочисленным сохранившимся деталям удалось восстановить примерный облик святилища. Четыре колонны украшали только фасад здания, такой тип планировки называют простилем. Какому из божеств херсонесского пантеона был посвящен храм мы, увы, не знаем.
Реконструкция И.Р. ПичикянаВ северо-восточной оконечности главной городской улицы в античное время располагался теменос - священный участок, и сейчас хорошо заметный благодаря мостовой из массивных плит. Здесь в эпоху расцвета полиса, в конце IV - начале III веков до нашей эры, были возведены два храма.
Больший из них, выстроенный в дорическом ордере и окруженный колоннами со всех сторон (периптерная планировка), по-видимому, и был тем самым храмом Девы, о котором писал в своей «Географии» Страбон: «На этом месте расположен город гераклейцев ... который ... называется Херсонесом... В городе есть святилище Девы (какого-то божества)».
Реконструкция А.В. Буйских и М.И. Золотарева1 гривна — наименьшая по номиналу банкнота в денежном обороте современной Украины. На лицевой стороне банкноты расположено графическое изображение Владимира Великого. Основное изображение оборотной стороны — гравюра руин Херсонеса, а именно изображение Базилики 1935 года. Дизайн обеих сторон дополнен орнаментами.
Дизайн банкноты образца 1995 года соответствует дизайну банкноты образца 1994 года.
Банкноты образцов 1992, 1994 и 1995 годов в настоящее время постепенно выводятся из наличного обращения, функционируют в обращении без ограничения срока до полного изъятия и подлежат обязательному приему банками Украины для обмена на банкноты действующих образцов — 2003 и последующих годов выпуска.
Херсонес Таврический - один из самых величественных исторических памятников в нашей стране. Его размеры, сохранность и расположение привлекают взоры ученых и путешественников, краеведов и любителей древностей. Многолетние раскопки продолжаются уже более 185 лет и открыли миру древний город, крупный экономический, культурный и политический центр Северного Причерноморья, основанный греками в V веке до нашей эры, и просуществовавший до середины XV века. Его многовековая история постоянно переплеталась с историей племен и народов - тавров и скифов, готов и алан, хазар и русичей, генуэзцев и золотоордынцев, историей древнегреческих государств и римской империи, а позднее Византии. Херсонес - гордое, славное имя в истории Крыма.
СПЕЦПРОЕКТ