https://xn--80alndgcuev0g.xn--p1ai/kerchenskij_poluostrov/arkhitekturnye_sooruzheniya_kerchenskogo_poluostro/1201-chaudinskiy-mayak.html

Архитектурные сооружения Керченского полуострова  ♦  Маяки Крыма

Чаудинский маяк

Чаудинский маяк находится на юго-западной оконечности Керченского полуострова на мысе Чауда.

Чаудинский маяк

История

Появления на мысе Чауда маяка связано с трагическими событиями второй половины XIX века. В декабре 1862 года у берега Керченского полуострова потерпел аварию пароход «Орест» Русского общества пароходов и торговли, шедший из Кавказа в Феодосию.

Плавание в зимнее время в этой части Черного моря сопряжено с большими опасностями, так как господствующие шквальные северо-восточные ветра очень часто сопровождаются значительными для Крыма морозами и туманом.

В тот злополучный день дул северо-восточный ветер и к вечеру спустился туман. Капитан парохода «Орест» принял решение переждать туман за мысом Чауда с западной стороны, где бы смог встать на якорь. Согласно произведенным вычислениям мыс был пройден, но оказалось не так, пароход бросило на мель. Позже выяснилось, что пароход стоит у восточного берега мыса Чауда.

Когда рассвело, пассажиры и члены команды убедились что на корабле небезопасно, он весь обледенел. Буря неутихала. Капитан принял решение отпустить часть пассажиров на берег, снабдив теплой одеждой и картой местности.

Во главе сошедших был опытный офицер парохода. Капитан рекомендовал идти к кордону, находившемуся на берегу, как было показано в «Лоции Черного моря». Кордон оказался разрушенным. В 16-ти градусный мороз люди пошли искать жилье. Но все они погибли, замерзнув в ледяном плену.

Капитан, не зная об этом, так же решил покинуть корабль. Он со всей командой сошел на берег и, найдя кордон разрушенным, отправил два человека на разведку местности. Им удалось найти деревню и спасти команду.

Капитана «Ореста» предали суду. Его оправдали, но из-за душевного потрясения он вскоре умер.

Комиссия, работавшая по выяснению обстоятельств катастрофы парохода и гибели людей, указала главную причину трагедии: отсутствие на мысе Чауда маяка, и настоятельно рекомендовала строить его в этом месте.

Чаудинский маяк был построен в 1886 году. Возвели маяк в необычной архитектуре. Маяк совмещен с жилыми и служебными помещениями. 22 августа 1888 года мореплаватели увидели первый луч маяка.

К началу XX века в южной и юго-восточной части Керченского полуострова успешно работали вместе с Чаудинским и Верхне-Бурунский, Нижне-Бурунский, Кыз-Аульский, Чурубашский, Камышбурунский и Еникальский маяки.

Летом 1905 года, в связи с появлением у феодосийских берегов пришедшего из Одессы знаменитого броненосца «Потемкин», на Чаудинском маяке царскими властями был посажен наблюдатель. Он следил за перемещениями по Черному морю мятежного броненосца.

События Великой Отечественной войны фактически с июня 1941 года по лето 1944 года во многом отразились и на причерноморских маяках. Многие из них были разрушены и восстанавливались в 1940-1950 годах.

Сегодня Чаудинский маяк обслуживает юго-западную акваторию Черного моря и работает во взаимодействии с маяком на мысе Святого Ильи, расположенном в районе Феодосии.

Керченский полуостров, с. Яркое (ближайший населенный пункт)

©Журнал Крым - твой путеводитель по Крыму. Все права защищены.