https://xn--80alndgcuev0g.xn--p1ai/kerch/khramy_sobory_mecheti_kerchi/1047-sinagoga.html

Храмы, соборы, мечети Керчи  ♦  Святыни Крыма

Синагога, Керчь

Синагога прогрессивного иудаизма расположена в Керчи. Изначально строилась в 1869 году как молитвенный дом ремесленников. Это единственное еврейское здание, уцелевшее до наших дней.

Синагога в Керчи

История керченской еврейской общины

Керченская еврейская община имеет древнюю историю. В бурно развивающейся Керчи, согласно переписи 1897 года, проживало 10 % евреев. Всего в городе было 6 синагог и молитвенных домов и одна крымчацкая кинаса.

Самая древняя из еврейских синагог называлась Старой или Главной, располагалась она в Митридатском переулке, 1. От нее уцелела лишь часть фасада. Одноэтажное здание Главной еврейской синагоги было построено в классическом стиле в 1837 году. Оно представляло собой симметричную композицию с пятью окнами. Здание было украшено полуколоннами и колоннами дорического ордера. Фасад завершался декоративным фронтоном в виде ступенчатых поясов. Фронтон, кроме того, был оформлен скульптурным декором. К синагоге вела лестница, насчитывавшая почти сто ступеней. Старая еврейская синагога считалась маловместительной, хотя и была рассчитана на двести человек. Сохранился список прихожан, в котором значатся 143 фамилии мужчин.

Был также молитвенный дом для нижних чинов (на двести человек), который назывался иначе Солдатской синагогой. Построили его в 1869 году.

В 1869 году был построен молитвенный дом ремесленников на улице Николаевской (ныне Циолковского), это единственное еврейское здание, уцелевшее до наших дней (Именно в этом здании теперь находится синагога, община Хабад «Гешер» БОЕЦ «Хесед-Малка»). В его подвальном помещении были установлены машины по выделке мацы. В государственном архиве АР Крым сохранилось описание здания молитвенного дома, датированное 7-14 сентября 1928 года. На первом этаже размещались передняя комната, комната «под библиотекой», просто «комната синагоги», женское отделение. На втором — библиотека, бывшая молельня, коридор при молельне.

О закладке крымчакской синагоги в 1866 сообщает пергаментный свиток, обнаруженный в 1937 году под ее фундаментом. Находилась она в доме № 89 по Магистратской улице, переименованной в улицу 23 мая.

Здание Новой синагоги было построено в 1875 году. Каменное, крытое черепицей, оно имело 56 окон, 8 наружных дверей, внутри был большой зал. Длина новой синагоги составляла 45 аршин. В 1899 году в Новой синагоге открылся кабинет для чтения. Рядом находилось здание хедера (еврейской религиозной школы), миквы и другие помещения. Весь этот комплекс домов, принадлежавших еврейской общине, занимал целый квартал и был окружен забором.

В 20-е годы ХХ века власти стали закрывать все еврейские организации, синагоги и молитвенные дома. Согласно выписке из протокола заседания президиума ЦИК Крыма от 25 мая 1923 года, договор на пользование еврейской синагогой был расторгнут. Молитвенный дом нижних чинов закрыли в 1924 году под надуманным предлогом «отсутствия постоянного контингента».

В 1928 году власти решили изъять машины по выделке мацы и передать их из молитвенного дома ремесленников в Госфонд, а виновных за утайку машин привлечь к ответственности. Синагогу «официально» закрыли, но фактически она просуществовала до Второй Мировой войны.

С формулировкой «по требованию трудящихся-крымчаков» в 1929 году крымчакская синагога была также закрыта, а в здании устроен клуб «Нацмен».

В деле о ликвидации Новой синагоги, заведенном 31 октября 1923 года и законченном 4 октября 1928 года, насчитывается 132 архивных листа. Из них видно, что для достижения заданной цели использовались всяческие придирки. Здания были снесены без всякой к тому необходимости. Сейчас на этом месте возвышается гостиница «Керчь».

Во время Второй мировой войны часть евреев эвакуировалась, многие стали фронтовиками. Оставшиеся в оккупации более 7 тысяч евреев были расстреляны в Багеровском рву. В период второй оккупации немецко-румынскими захватчиками в Аджимушкайском рву были расстреляны 800 крымчаков. Немногие вернулись с фронта и из эвакуации, но еврейская жизнь стала оживать. Евреи и крымчаки пекли мацу, встречали Субботу, отмечали праздники, но делалось это тайно. Некоторые были вынуждены скрывать свою национальность, т.к. невыносимо было терпеть дискриминацию из-за пятой графы в паспорте. Усилились ассимиляционные процессы.

После развала Советского Союза значительная часть евреев эмигрировала, многим пришлось доказывать, что они евреи, иногда безрезультатно. В это время активизировалась еврейская общественная жизнь и значительно возросло самосознание еврейского населения.

В Керчи было несколько попыток создать еврейскую общину, но они не увенчались успехом. 17 декабря 1996 года состоялось первое организационное собрание. После десятилетий забвения вновь была создана Керченская еврейская община, целью которой является возрождение еврейских обычаев и традиций, возвращение к иудаизму, пробуждение еврейского национального, культурного и религиозного самосознания.

24 октября 2000 года общине было возвращено здание Молитвенного дома ремесленников, которое стало архитектурным украшением города.

В еврейской общине созданы и успешно действуют: музей, библиотека, ансамбль песни и танца, театральная студия, кукольный театр, клуб любителей истории, литературно-музыкальная гостиная, лектории, многочисленные кружки, молодежный клуб, ветеранская организация.

История евреев Керчи, создание и развитие керченской еврейской общины нашли свое отражение в экспозиции музея евреев Керчи и в создающемся лапидарии (хранилище каменных памятников). Музей открылся в апреле 2001 года.

г. Керчь, ул. Циолковского, 6

©Журнал Крым - твой путеводитель по Крыму. Все права защищены.