https://xn--80alndgcuev0g.xn--p1ai/istoriya_kryma/khronologiya/1018-tavry.html

История Крыма  ♦  Хронология

Тавры

Начиная с X века до н. э., а возможно и ранее, на южном побережье и горах Крыма поселились племена тавров, этническое происхождение которых до сих пор окончательно не выяснено. Возможно, тавры являлись коренными жителями Крымского полуострова, а возможно это часть киммерийцев, отступивших в Крым из Северного Причерноморья под натиском скифов. Возможно также, что это племена, пришедшие в Крым через Керченский пролив из Центрального и Северного Кавказа. Достоверно это неизвестно.

К VIII веку до н. э. в предгорном Крыму сформировался новый этнос, который эллины позднее назвали таврами. Самоназвание этого племени не дошло до нашего времени, так как после тавров не осталось никаких письменных источников.

Тавры - этнос, вся история которого связана с Таврикой, так ранее назывался Крым. Упомянуты в трудах греческих и римских историков и географов. Первые упоминания относятся к VI веку до н. э., последние к I веку н. э. К этому времени тавры смешались со скифами и обычно назывались «тавроскифы».

Древнегреческое слово «tauros» переводится как «быки». На этом основании делался вывод, что греки назвали так местных жителей, поскольку у них существовал культ быка. Выдвигалось предположение, что крымские горцы называли себя каким-то неизвестным словом, созвучным греческому слову «быки». Наконец, в соответствии с третьей версией, Тавром греки именовали горную систему в Малой Азии. Осваивая Крым, эллины, по аналогии с Малой Азией, назвали Тавром и Крымские горы. От гор получил свое наименование живший в них народ (тавры), а также полуостров (Таврика), на котором они располагались.

Неоднозначно решался вопрос и о происхождении тавров. В письменных источниках имеются лишь косвенные указания об их автохтонности — это «туземный кочевой народ». Авторы конца XIX века полагали, что тавры являлись потомками или ветвью киммерийцев, которых оттеснили в горы, вторгшиеся в Крым скифы. Выдвигалась версия, что тавры сформировались на рубеже бронзового и раннего железного веков в результате смешения местных и пришлых, в частности, кавказских, племен. Лучше всего археологически обоснована точка зрения, согласно которой тавры как самостоятельный народ сложились в Крыму на основе местного населения эпохи поздней бронзы.

Точно неизвестно, на каком языке говорили тавры, хотя делались попытки отнести его к индоевропейским, (индоиранским) языкам, а в сообщении анонимного автора V века (Псевдо-Ариана) таврский язык назван готским, то есть (германским). Тавры, на определённом этапе существования, соответствуют археологической Кизил-кобинской культуре. С таврами археологи связывают многочисленные памятники этой культуры, расположенные в горном и предгорном Крыму.

В VI веке до н. э. часть тавров, по-видимому, переселилась на Главную гряду Крымских гор и на Южный Берег Крыма. В следующем столетии они попадают в поле зрения античных авторов. Впервые о таврах упоминает Геродот, в рассказе о скифо-персидской войне.

Когда персидский царь Дарий I Гистасп стоял на границе Скифии, скифы обратились с просьбой о помощи к царям соседних племен. С некоторыми из них удалось найти общий язык, другие, в том числе и тавры, отказали им в поддержке, обвинив скифов в том, что не персы, а именно они являются зачинщиками войны. Этот, казалось бы, не очень значительный эпизод, дал повод Геродоту рассказать все, что ему удалось узнать о таврах. В частности, он кратко описал территорию, населенную этим племенем. «Это исконная Скифия, она начинается от устья Истра, обращена к югу и простирается до города называемого Каркинитидой. Отсюда идет гористая страна, лежащая вдоль того же моря. Она выдается в Понт и населена племенами тавров вплоть до так называемого Херсонеса Скалистого. Херсонес этот на востоке выступает в море».

Истра — это Дунай, Каркинитида (у других древних авторов обычно — Керкинитида) — город, расположенный на месте современной Евпатории, Херсонес (в буквальном переводе с древнегреческого — полуостров) Скалистый — это Керченский полуостров, Понт – это черное море. Таким образом, тавры, по Геродоту, жили южнее условной линии, которую можно провести между Евпаторией и Керченским полуостровом. В этом отношении с Геродотом согласны почти все более поздние авторы.

Геродот описал также нравы и обычаи тавров. Эллинов и мореходов, попавших к ним в плен, они приносили в жертву своей богине Деве, в которой некоторые греки видели Ифигению. Пленников ударяли дубиной по голове и сбрасывали в море или, по другим сведениям, закапывали в землю. Захваченным в бою врагам отрубали головы и выставляли их вокруг дома на высоких шестах в качестве охранителей. «Живут тавры грабежом и войной», заканчивает Геродот.

После Геродота о таврах писали и другие античные авторы. Так, Псевдо-Скимн на рубеже III-II веков до н. э. подчеркивал жестокость тавров и отметил, что они

«...любят кочевую жизнь в горах».

Как горцев-кочевников характеризовал тавров и поэт Никандр Колофонский (II век до н. э.). Историк I века до н. э. Диодор Сицилийский, восхваляя деяния боспорского царя Евмела (конец IV века до н. э.) по очищению Черного моря от пиратов, перечислил среди пиратствующих народов и тавров. Его современник географ Страбон описывает

«... гавань с узким входом, где тавры (скифское племя) обычно собирали свои разбойничьи банды, нападая на тех, кто спасался сюда бегством. Эта гавань называется Симболон Лимен...»

Название Симболон Лимен можно перевести с древнегреческого как Скалистая гавань или гавань Символов. Это современная Балаклавская бухта. Тацит упоминал о гибели в 49 году в земле тавров части римских воинов, ставших жертвами кораблекрушения, в том числе префекта когорты. Поздний античный автор, живший в IV веке н. э. Аммиан Марцеллин сообщает:

«Разделенные на различные царства тавры, между которыми особенно страшны своей чрезмерной грубостью Арихи, Синхи и Напей, свирепость которых усилилась вследствие продолжительной безнаказанности; они то послужили причиной названия моря Негостеприимным».

Черное море, прежде, чем получить у древних греков свое традиционное название Понт Эвксинский — «Гостеприимное море», какое-то время называлось Понтом Авксинским, то есть «Негостеприимным». Относительно обычая жертв Деве, которую также называли Орсилохой, Аммиан сообщал, что жертв закалывали, а их головы прибивали на стены храма «как вечные памятники славным деяниям».

Тавры, населявшие в VI-V веках до н. э. Крымские горы, в IV веке до н. э. по неизвестным причинам с гор переселились в предгорные районы, где с VIII века до н. э. жили их соплеменники.

Первоначально тавры проживали в предгорном Крыму, занимаясь земледелием и пастушеским скотоводством. В VI веке до н. э. некоторые таврские племена переселились на Главную гряду Крымских гор и на Южный Берег Крыма. Там в их среде сформировался хозяйственно – культурный тип, связанный с отгонно–пастбищным скотоводством и, возможно, пиратством. Различия в хозяйственной деятельности и некоторая территориальная обособленность привели к формированию особенностей в материальной и духовной культуры тавров Горного и Южнобережного Крыма. В IV веке до н. э. произошел обратный отток населения в предгорья и новая консолидация таврских племен на базе оседлого земледельческо-скотоводческого хозяйства. В предгорьях многие поселения существовали в IV–III веках до н. э.

На границах степей и предгорий, также на Керченском полуострове в VI–IV веках до н. э. происходило смешение тавров – носителей кизил–кобинской культуры и скифов. Небольшая часть тавров попала в число жителей античных городов, особенно в начальный период их существования и была ассимилирована греками. Приблизительно в III веке до н. э. тавры растворились в скифской среде. Общество тавров стояло на этапе разложения родового строя. В III веке до н. э. исчезают поселения кизил-кобинской культуры. Но это не означает, что тавры перестали существовать как этнос. Они упоминаются в заслуживающих полного доверия письменных источниках, относящихся к первым векам нашей эры.

Из найденных в Крыму надписей. В знаменитом декрете, высеченном в конце II века до н. э. в Херсонесе на постаменте статуи выдающегося полководца Диофанта сказано, что он «подчинил себе окрестных тавров». В двух надписях начала I века н. э. прославляется боспорский царь Аспург, который «подчинил скифов и тавров». В Херсонесе найдено надгробие, поставленное над могилой двух вольноотпущенников. На памятнике высечена надпись, из которой явствует, что, по крайней мере, один из погребенных — врач Ведий Трепт — был убит таврами. Произошло это в I или II веке н. э.

Тавры постепенно, под воздействием более многочисленных скифов, утрачивали особенности своей культуры. «Поглощение» культуры одного народа другим принято называть ассимиляцией. Таким образом, скифы ассимилировали тавров. Во II-III веках н. э. тавры были полностью перестали существовать как этнос.

Погребальные памятники

Всего известно более 100 таврских и кизил–кобинских поселений и могильников.

Археологические памятники тавров открыты на Главной гряде Крымских гор и на Южном Берегу: Гаспра, Кошка. Среди них только одно поселение, площадь которого составляла 1,5 га. Оно расположено на горе Кошка близ Симеиза и было застроено маленькими каменными домиками. В Байдарской долине: Скеля, Мал-Муз, Уркуста I и II, Черкес-Кермен.

Зато известно множество могильников. В предгорной части Крыма, восточнее Симферополя, раскапывались могильники: Капак-Таш, Дружное I и II.

Они состояли из так называемых каменных ящиков. Классическое таврское погребальное сооружение создавалось из четырех вкопанных в землю плит, образующих стены. Сверху его покрывали пятой плитой. Каменный ящик в длину редко превышал 1,5 м, а в высоту и ширину — 1,0 м.

Таврские каменные ящики (реконструкция С. Мульда)

Правда, известны отдельные экземпляры, гораздо, больших размеров. Практически все таврские могильники разграблены (единственное исключение — могильник Мал-Муз в Байдарской долине), но, судя по сохранившимся останкам, каждый каменный ящик использовался для многократных погребений. Умерших укладывали в скорченном положении на боку до тех пор, пока каменный ящик не заполнялся. Тогда его очищали от костей, оставляя лишь черепа как символы предыдущих погребенных, и продолжали хоронить. В одном из каменных ящиков Мал-Муза обнаружено 68 черепов.

Вместе с погребенными хоронили различные вещи. Короткие мечтакинаки, бронзовые наконечники стрел и железные удила ничем не отличались от тех, что делали жившие в это время в степи скифы. Особенно многочисленны и разнообразны бронзовые украшения: кольца, браслеты, височные подвески, гривны, нашивавшиеся на одежду бляшки. В качестве украшений использовали также стеклянные бусы, которые, конечно, покупали или отбирали у греков и раковины каури, привезенные из далеких южных морей.

Особую группу составляют каменные ящики Керченского полуострова.

Все могильники датируются VI-V веками до н. э. Поскольку именно в это время и именно в этом ареале, согласно сведениям античных письменных источников, жили тавры, не приходится сомневаться в этнической принадлежности погребенных в каменных ящиках.

Кизил-кобинцами начато широкое освоение глубоких пещер. Как святилища могут рассматриваться Ени-Сала II и пещера Малой академии наук. В первой из них, где оказалось множество костей скота, открыт череп горного козла, насаженный на сталагмит и датированный по керамике VII-VI веком до н. э.; из фрагментов удалось склеить десятки глиняных сосудов; выявлены также предполагаемые деревянные идолы. В пещере МАН тоже найдена кизил-кобинская керамика. Имеется естественный «алтарь» высотой 4 м из каменных блоков, а над ним прочерчены крест и символ человеческого лица (в виде кольца диаметром 12 см с точками внутри); внизу - кости домашних животных. Ряд глубоких пещер (Кизил-Коба, Змеиная, Лисья) труднодоступны, темны, сыры и неудобны для заселения, но служили не для культовых целей (не обнаружено соответствующих сооружений и вещей), а убежищами от врагов или помещениями для скота.

Литература:
1. Андреев А.Р. История Крыма : краткое описание прошлого Крымского полуострова / – М. : МЦ отрасл. информатики Госатомнадзора, 1997 . – 254 с., [50] л. ил. : . - с. - ISBN 5-89477-001-7
2. Власов В.П. Тавры : научно-популярная литература // Храпунов И.Н., Герцен А.Г. От киммерийцев до крымчаков : народы Крыма с древнейших времен до конца XVIII в. : сборник очерков / Ист.-археол. благотвор. фонд "Наследие тысячелетий". - Изд. 2-е, перераб. и доп. - Симферополь : Доля, 2004. - С. 16-24 : ил. - Библиогр. в конце ст.: 4 назв. . - ISBN 966-8584-38-4

©Журнал Крым - твой путеводитель по Крыму. Все права защищены.