Экскурсионные маршруты по Крыму  ♦  Экскурсии по Судаку  ♦  Экскурсии по Судаку

Подъём на гору Караул-Оба. В поисках Рая

Начинается наше путешествие с автобусной остановки в Новом Свете. Мы идём прямо на запад по улице Голицына, которая вскоре упирается в улицу Шаляпина. На развилке нас сейчас не интересует спуск налево (он ведёт на набережную и на Тропу Голицына), поэтому мы поворачиваем направо. Дорога постепенно забирается выше. Мы минуем Дом-музей Л.С. Голицына и частные дворы. Здесь же начинается знаменитая реликтовая роща - с этой минуты мы ни на миг не покинем можжевеловое царство. Основная дорога ведёт к воротам базы отдыха «Заповедная роща», а нам надо обойти эту базу слева, пройти прямо под её решётчатым забором и нырнуть в балку, где ещё гуще смыкаются кроны можжевельников. Наш путь совпадает с маршрутом к знаменитому Царскому пляжу. Вскоре большущая груда камней отметит левый поворот - на берег Голубой бухты. А мы идём дальше и плавно переходим на склон Караул-Оба, пока никуда не поднимаясь и не спускаясь.

Вдоль пологой тропы то справа, то слева попадаются шикарные можжевельники. Один из них растёт на уступе, с которого открывается отличный вид на Голубую бухту, мыс Капчик, и Меганом.

Подъём на гору Караул-Оба. В поисках Рая. Можжевельник. Вид на мыс Капчик. На дальнем плане полуостров Меганом

А ещё этот можжевельник полезен в качестве ориентира: немного не доходя до него можно увидеть крутые тропки, стремящиеся на верхний ярус горы. Караул-Оба невысокая, зато обширная: состоит из трёх ярусов, разделённых отвесными обрывами (это отлично видно со стороны). Сегодня мы идём на средний ярус горы.

Ещё один ориентир на тропе, сухой можжевельник.

Подъём на гору Караул-Оба. В поисках Рая. Ориентир

Продолжая наш путь, мы только и смотрим по сторонам, виды просто чудесные. И вот следующий отличный ориентир на тропе сосна, которая мощно вцепилась корнями в скалу.

Подъём на гору Караул-Оба. В поисках Рая. Сосна-ориентир

Вскоре после сосны мы сворачиваем направо вверх и начинаем подниматься в Рай. Этот участок пути довольно крутой, с сыпучими камешками на тропе.

Подъём на гору Караул-Оба. В поисках Рая

У входа в Рай.

Подъём на гору Караул-Оба. В поисках Рая. Вход в Рай

Тропинка ведёт нас через густую можжевеловую рощу.

Но, вскоре можжевельники расступаются, и мы выходим на широкую и длинную поляну. Высоко над морем, вся заросшая зелёной травой, ковылём и цветами, окаймлённая скалистыми уступами - так выглядит Долина Рая. Скалы окружающие долину имеют очень интересную, даже причудливую форму.

Подъём на гору Караул-Оба. В поисках Рая. Долина Рая

Четкая тропа протянулась через всю долину из конца в конец. На западе она распадается на тонкие тропиночки, по которым можно попасть на верхний ярус вершины Караул-Обы или, минуя небольшие скалистые гребни, спуститься к подножию горы, на берег Кутлакской бухты.

Подъём на гору Караул-Оба. В поисках Рая. Долина Рая. Слева часть вершины горы Караул-Оба, справа пик Космос

Нас ждет самое интересное: пик Космос, Таврская лестиница, Адамово ложе и красивые ущелья... До них осталась пара шагов: в середине долины поворачиваем налево.

Мы остановились посреди просторной долины, такой уютной, цветущей и живописной, что не зря её называют Раем. Ответвление тропы зовёт свернуть под полог могучих можжевельников, над которыми виднеется скалистая возвышенность. Там есть на что посмотреть... но мы не торопимся - решили сначала пройтись до конца долины, разведать побольше тропинок, да и просто подольше побродить по склонам горы Караул-Оба.

Сквозь ветви деревьев виднеются Кутлакская бухта и мыс Ай-Фока, синеют дальние горы.

Подъём на гору Караул-Оба. В поисках Рая. Кутлакская бухта и мыс Ай-Фока

Кто-то выложил на прогалине большой круг из камней.

Подъём на гору Караул-Оба. В поисках Рая. Прогалина с кругом

Мы спустились чуть ниже по склону и подошли к большим каменным глыбам. Прямо под нами - нижний ярус горы, по которому проходит популярный маршрут на Караул-Оба из Весёлого (с берега Кутлакской бухты).

Неподалёку одухотворенно изогнулся засохший можжевельник. Прекрасное произведение природы.

Подъём на гору Караул-Оба. В поисках Рая. Засохший можжевельник

Мы решили пройти ещё по этому склону, по еле заметной тропинке, которая вывела в небольшое урочище между скалистых глыб. Здесь тропа внезапно расширилась, и даже появились остатки укрепления.

Подъём на гору Караул-Оба. В поисках Рая. Укрепленная тропа

Верхушки скал всё больше смыкались, и мы, в конце концов, попали в живописное ущелье. Тропа растворилась среди зелёного покрова. Всё было укрыто плющом: он стелился по земле, забирался на скальные стенки и свисал гирляндами со всех деревьев.

Похожих мест в окрестностях Судака больше нет, поэтому, мы долго разглядывали заросли плюща и фотографировались. Отсутствие чёткой тропинки тоже прибавляло таинственности этому скрытому в скалах заповедному уголку.

В конце ущелья распахнулось окно с видом на нижний ярус Караул-Оба. Внизу просматривается тропа, по которой ходят туристы из Весёлого. Но, туда нам не спуститься, здешний склон состоит из огромных глыб с отвесными стенами. И путь вверх по крутому узкому лазу тоже показался чересчур сложным. Так что, мы вернулись в ущелье и пошли обратно к Райской долине.

Подъём на гору Караул-Оба. В поисках Рая. Ущелье

Итак, вернувшись через прогалину с кругом из камней обратно в долину Рая, мы свернули к скалистой вершине. Тропа, петляя между можжевельниками, привела нас к одному экземпляру, по-настоящему огромному. Ещё один эффектный можжевельник, обосновавшийся на камне.

Подъём на гору Караул-Оба. В поисках Рая. Можжевельник

Пройдя сквозь арку, образованную двумя сомкнувшимися камнями, мы огляделись и увидели: на западе - дальний южный берег Крыма, а на востоке - Таврскую лестницу. Вот она, прямо напротив нас: каменные ступени, затиснутые в узкую щель, ведут наверх, к пику Космосу.

Подъём на гору Караул-Оба. В поисках Рая. Таврская лестница

Никто не сомневается, что изначально лестница выложена в незапамятные времена таврами - аборигенным народом южного Крыма, а в новое время обновлена по указанию князя Л.С. Голицына.

Лестница была хорошо спрятана и обеспечивала знатокам быстрый подъём наверх. Интересно ещё и то, что лестница не простая, а винтовая.

Взобравшись по лестнице мы сразу же попадаем в «Адамово ложе» - самое длинное и глубокое ущелье на Караул-Обе.

Подъём на гору Караул-Оба. В поисках Рая. Адамово Ложе

Выход из ущелья приводит на вершину скалы - «Пик Космос». Мы очутились посреди прекрасного мира: с одной стороны солнце жизнерадостно засвечивало морские просторы, с другой стороны открылся очаровательный вид на долину Рая, а чуть дальше - классический новосветский пейзаж.

Подъём на гору Караул-Оба. В поисках Рая. Вид на долину Рая

Здесь, на Пике Космос, находится каменный лабиринт - система таврских убежищ. Очередное заманчивое ущелье.

Подъём на гору Караул-Оба. В поисках Рая. Тропинка к ущелью

Небольшая лесенка привела нас в начало ущелья. У входа росли цветы. Стены, как и раньше, украшены плющом, но здесь его побеги были особо красивы и аккуратны... Трава казалась ещё зеленее, а дорожка такая ровненькая и беленькая - полное впечатление, что мы сейчас окажемся в сказочном парке или в заколдованном замке!

Подъём на гору Караул-Оба. В поисках Рая. Лесенка в ущелье

Но, не весь лабиринт оказался одетым в растительное убранство. Вскоре его ходы стали более тесными (кое-где превратились просто в лазы между камнями). В конце-концов мы подошли к узкой щели, в которую решили уже не лезть.

Подъём на гору Караул-Оба. В поисках Рая. Ущелье

Вот так и закончилась наша прогулка. Предстоял довольно долгий обратный путь.

©Журнал Крым - твой путеводитель по Крыму. Все права защищены.