Подъём на Бабуган-яйлу

Сегодня мы поднимемся на самый высокий горный массив Крыма - Бабуган-яйлу, с покорением высочайших вершины: гору Роман-Кош, Зейтин-Кош, гору Валентина, и Бойнус-Тепе.

Идти по Бабугану мы будем с востока на запад. Подниматься мы будем через село Запрудное, с выходом на яйлу недалеко от вершины Зейтин-Кош.

Маршрут начинается от троллейбусной остановке «Партенит». Проходим примерно 100 м по трассе в сторону Ялты. Напротив поворота на Партенит (стоит указатель «Партенит»), сворачиваем вправо на дорожку. Пройдя между огородами, тропка выведет нас к винограднику и пойдет по его краю. Проходим под ЛЭП, поднимаемся на второй уровень, и там виноградник, тропка также идет по кромке.

Сразу за виноградником тропа пересекает старую Ялтинскую трассу. За ней третий виноградник. Тропа идет влево, а потом на подъем. После виноградника тропа забирает влево и идет между заброшенных огородов по левому орографическому борту балки. Дальше она спускается в русло, проходит немного вдоль него и подниматься по правому борту.

В итоге выходит на главную улицу Запрудного. Сворачиваем по ней влево. Поднимаемся на бугорок и оказываемся на Центральной «площади» Запрудного с магазином и павильоном остановки.

Прохождение участка от троллейбусной остановки до магазина занимает 25-30 минуты.

От магазина идем вправо в направлении гор, через территорию «Школы-Сада». Если нет - обход слева, по петле дороги. Выйдя на улицу, продолжаем подъем, справа остается толи кафешка, толи магазин, подходим к перекрестку с указателем, установленным в 2015 году «Памятник архитектуры: фонтан Омюр-Чешме, прямо 10м. Туристическая стоянка Бирюзовое озеро, влево 1,3 км». От перекрестка идем по указателю на Бирюзовое озеро в горку.

Пройдя чуть больше 100 метров (у мусорных баков) сворачиваем влево, если прямо, то тупик и собаки. Дорога выходит на хребетик, слева речка Аян-Узень, сзади санитарная зона водного хозяйства. Открывается хороший вид на скальные ворота верховий Аян-Дере. Продолжаю движение по щебенистой грунтовке, идущей по хребту. Проходим мимо щита на правой обочине «Алуштинское лесохозяйство». Впереди видим скальные обрывы Бабугана, а правее сосновый конус – наша ближайшая цель и направление дороги прямо на него. Когда дорога подходит к сосняку, справа открывается поляна. Она начинает зарастать молодыми деревьями. Сворачиваем на тропку вдоль сосняка.

Тропа входит в сосняк, и вскоре выходит на дорогу на дамбе Бирюзового озера с чистой, чуть зеленоватой водой. На прохождение второго участка необходимо минут 40. Вода поступает по трубам непосредственно из родников, а не поверхностным стоком. Возможно по этому она очень прозрачная. С западной трубы вода сбрасывается непосредственно в озеро. Правда вода в трубе бывает периодически. На восточном берегу хорошее место для отдыха. Это официальная турстоянка «Бирюзовое озеро». Здесь часто можно встретить местных жителей, приехавших на пикник. Игорь Белянский на своей карте приводит старое название озера - Мильян-Голь.

Подъём на Бабуган-яйлу. Турстоянка Бирюзовое озеро

С дамбы идем на восток по грунтовке, слева течет ручей, он вытекает из трубы в метах 50 от берега. Вода поступает из родника Иван. Здесь необходимо набрать воды, так как дальше ее уже не будет.

Продолжаем подъем по грунтовке и через 5 минут выходим на «главную» грунтовку этого района. Справа квартальный столб 22/21. (Здесь пересечение с маршрутом Сераус - родник Ак-Чокрак - родник Талма - гора Парагельмен - т/с Бирюзовое озеро). Смешаемся на 3 м влево и начинаем подъем по тропе. Тропа, по которой мы будем подниматься «средней читаемости» то есть читается без труда. Сначала она достаточно круто поднимается по гребешку. Потом с уменьшением крутизны, становится заметно, что она идет по руслу старой дороги. По сторонам встречаются причудливые сосны. Минут через 35, считая от квартального столба, тропа выходит на поворот лесной дороги, и продолжает подъем по ней. Через 1 минуту перекресток с траверсной грунтовкой, мы движемся в прежнем направлении. Через 10 минут движения по дороге, после лиственного леса, при входе в сосняк тропа покидает грунтовку и буквально через минуту снова выходит на хорошо наезженную грунтовку. В данном месте их много и они настойчиво предлагают пересечь дорогу и пойти без тропы. Тропы игнорируем - поднимаемся по дороге. Дорога выровнялась, слева угадывается каменистая Вершина 1039. Далее слева по движению полянка с кормушкой. Вскоре дорога пойдет на спуск в балку. Достигнув ее, раздваивается: правая дорога пересекает овраг, левая идет вверх в его верховья, по ней и идем. В итоге мы обогнули горку, и вышли на поляну на загривке. Дорога пересекает ее край по зарослям терна. Посреди полянки два одиноко стоящих дерева, под ними кострище. На обход горки по дороге ушло 20 минут.

Дальше все предельно просто, по хребетику на вершину Зейтин-Кош, с поваленным триангуляционным знаком. Высота 1537 м н.у.м. это пятая по высоте вершина в Крыму. Время на подъем, от выхода на плато до вершины, примерно 30 мин.
Первое время после выхода на яйлу тропа проходит через редколесье с неё можно обозревать кромку яйлы и, естественно, Южный берег к востоку от Медведь-горы.

Подъём на Бабуган-яйлу. Кромка Бабуган-яйлы

Смотрим назад. Бирюзовое озеро, откуда мы пришли, даже с 700 м высоты поражает своей красотой.

Подъём на Бабуган-яйлу

Примерно через 10 минут после выхода на яйлу тропа пропадает в траве, и теперь на Зейтин-Кош нужно двигаться по бездорожью, выбирая направление вверх по склону, где трава становится уже не очень высокой. Но сначала необходимо преодолеть два неглубоких оврага - дважды по траве спуститься и снова подняться.

Подъём на Бабуган-яйлу. Овраг

Минут через 25 пути на север наконец-то становится видна первая цель похода - гора Зейтин-Кош, которая при взгляде с юга похожа на пирамиду с пологими склонами. Теперь нужно повернуть чуть левее, сначала траверсировать склон очередного оврага, а затем подниматься на вершину «в лоб», выбирая наиболее удобный путь между камнями.

Подъём на Бабуган-яйлу. Гора Зейтин-Кош. Вид с юга

По пути встречаются крупные скальные уступы, которые также надо обходить.

Подъём на Бабуган-яйлу. Скальные уступы

Через 4 часа 20 минут после начала восхождения от поворота на Партенит мы достигли первой цели похода - вершины Зейтин-Кош, высотой 1537 метров над уровнем моря. На вершине горы находятся невысокий квадратный столбик (такой же, как и на горе Эклизи-бурун) и поваленный геодезический знак.

Подъём на Бабуган-яйлу. Вершина горы Зейтин-Кош

С вершины открываются интереснейшие виды во все стороны.

Смотрим на запад и юго-запад - в направлении нашего дальнейшего движения по Бабуган-яйле и в сторону её кромки. Бабуган-яйла простирается севернее горы Зейтин-Кош ещё на 3 км.

Подъём на Бабуган-яйлу. Вид на юго-запад

Налюбовались, начали спускаться с горы Зейтин-Кош по низкой траве в западном направлении, в сторону следующей нашей цели - горы Валентина. Зейтин-Кош с запада выглядит совсем не так, как с юга, отсюда он кажется почти полностью покрытым травой, а не камнями, однако имеющим почти такую же форму приземистой пирамиды с тупой вершиной.

Подъём на Бабуган-яйлу. Гора Зейтин-Кош. Вид с запада

Идти по прямой на Бабугане не так уж просто - периодически попадаются овраги и скальные уступы, однако по-настоящему труднопреодолимых препятствий на яйле нет, и все скалы можно обойти, почти не удлиняя себе путь. Однако пройдя на запад чуть более километра, мы оказался у кромки достаточно глубокого оврага, отделяющего нас от Валентины. По тропинке, идущей как раз на север, вдоль края оврага, дошли до его верховий.

Подъём на Бабуган-яйлу. Гора Валентина

Верховья оврага вскоре оказались за спиной, а чуть дальше среди бескрайних просторов яйлы по-прежнему можно наблюдать приметный конус горы Зейтин-Кош.

Подъём на Бабуган-яйлу. По центру видна вершина горы Зейтин-Кош

После обхода оврага минут за 10 мы поднялись на вершину горы Валентина, высотой 1541 метр, которая, в отличие от Зейтин-Коша, ничем не обозначена. С горы можно наблюдать просторы Бабуган-яйлы в северо-восточном направлении, Гурзуфскую яйлу вдалеке и овраг, который перед покорением вершины мы обошли. На дне оврага растёт лес, так как дно относится уже к горно-лесному высотному поясу.

С горы Валентина хорошо просматривается самая высокая гора Крыма Роман-Кош.

Подъём на Бабуган-яйлу. Гора Роман-Кош. Вид с горы Валентина

Спустившись с Валентины и перейдя грунтовку, мы направились по трассе идущего из Алушты в Ялту газопровода в направлении вершины Бойнус-Тепе - третьей цели нашего похода. Нитка газопровода иногда идёт под достаточно крутым уклоном, а недалеко от вершины с неё нужно свернуть.

После короткого привала мы поднялись на третий за день полуторатысячник - гору Бойнус-Тепе, высотой 1542 метра. Отсюда снова виден Чатыр-Даг и скалы Бабугана к востоку.

Подъём на Бабуган-яйлу. Скалы Бабуган-яйлы на востоке

Следующая цель Роман-Кош. Идти мы будем по грунтовой дороге. Через некоторое время с правой стороны показались скалы. Это Учурум-Кая, высота горы 1538 м, но покорить в течение одного дня ещё больше отдельных вершин, делая к каждой крюк, было бы крайне затруднительно.

Подъём на Бабуган-яйлу. Гора Учурум-Кая

Менее чем через час мы уже были у самой горы Ташлы-Баир, где от дороги через Бабуган к Гурзуфскому седлу ответвляется тропа на Роман-Кош. К югу от дороги снова появляются сосны, которых в глубинных районах яйлы нет совсем.

Впереди появляется гора Тас-Тепе, высотой 1538 м, и при подъёме на Роман-Кош эта вершина должна остаться слева.

Подъём на Бабуган-яйлу. Гора Тас-Тепе

Чуть-чуть не доходя до Ташлы-Баир (эту гору южнее Тас-Тепе можно узнать по расположенному на ней огороженному газовому вентилю), мы немного срезали по бездорожью и вышли на тропу, ведущую непосредственно на Роман-Кош. Само восхождение не представляет никаких трудностей. Гора Роман-Кош становится всё ближе, и тропа обходит скальные уступы справа.

Подъём на Бабуган-яйлу. Скальные уступы

И вот уже появился тур из камней и крест. Мы на вершине самой высокой горы Крыма!

Подъём на Бабуган-яйлу. Вершина горы Роман-Кош

Виды потрясающие! К юго-западу расположены Гурзуфская и Никитская яйлы.

Подъём на Бабуган-яйлу. Вид на юго-запад

Гора Тас-Тепе крупным планом. С вершины Роман-Кош эта гора видна боком, как бы ребром.

Подъём на Бабуган-яйлу. Гора Тас-Тепе. Вид с горы Роман-Кош

Вид к северу и северо-западу: склоны Бабугана (справа), вершины Большая и Малая Чучель (слева), а в центре - знаменитый и величественный Чатыр-Даг с двумя вершинами Эклизи-Бурун и Ангар-Бурун.

Подъём на Бабуган-яйлу. Вид на северо-запад

Сегодня мы покорили четыре высокие вершины Бабуган-яйлы. Пора спускаться. А спускался мы будем самой популярной дорогой, связывающей Роман-Кош с цивилизацией - через Гурзуфское седло и Верхнюю и Нижнюю Артековские поляны и далее по Артековской тропе в Краснокаменку. В путь.

Первый ориентир на пути к Гурзуфскому седлу - газовый вентиль на горе Ташлы-Баир.

Подъём на Бабуган-яйлу. Гора Ташлы-Баир

Со спуска чуть ниже Ташлы-Баир открываются интересные виды на самую юго-западную часть Бабугана, поросшую редкими соснами.

Подъём на Бабуган-яйлу. Вид на юго-западную часть Бабуган-яйлы

Чуть ниже горы Ташлы-Баир дорога на Бабуган окончательно сливается с трассой газопровода, образуя единственный спуск с яйлы на Гурзуфское седло. Между вершинами и перевалом мы заметили лишь один короткий достаточно крутой участок, в остальном по этой дороге идти вполне комфортно.

Подъём на Бабуган-яйлу

Впереди открывается вид на Гурзуфский хребет, Гурзуфскую и Никитскую яйлы.

Деревьев с уменьшением высоты становится всё больше и больше. Достигнув Гурзуфского седла, мы повернули налево, обходим шлагбаум и продолжаем спускаться в направлении Артековских полян.

Вскоре мы спустились на Верхнюю Артековскую поляну. С поляны очень хорошо видна Медведь-гора.

Подъём на Бабуган-яйлу. Верхняя Артековская поляна

Через несколько минут мы вышли на Нижнюю Артековскую поляну.

Подъём на Бабуган-яйлу. Нижняя Артековская поляна

Верхняя точка Артековской тропы, на которую нужно свернуть с дороги для спуска в Краснокаменку, находится сразу после первого виража, который дорога делает после нижней поляны. Поворот на тропу находится около таблички «Валка леса». Тропа отмечена буквой «А» или просто красными полосками на деревьях. Сначала спускаться по тропе трудновато из-за лежащих стволов и веток поваленных деревьев, но очень скоро тропа становится очень комфортной - без торчащих из земли камней и сыпуна, и спуск по ней вообще не представляет никаких трудностей. Однако чуть менее чем через полкилометра после поворота на тропу находится развилка, и буквой «А» промаркированы сразу оба ответвления - спустившись, мы назвали их Восточной и Западной Артековскими тропами и поняли, что обе они ведут в Краснокаменку. Мы шли по правому ответвлению - по Западной тропе, которая постепенно ушла значительно правее. Метки «А» на тропе то надолго исчезали, то появлялись снова. Однако в своей нижней части тропа резко повернула налево и вскоре вышла к заброшенному карьеру около Краснокаменки. Чтобы войти в село, пришлось пройти ещё две петли серпантина, однако дорога спускалась полого, и это приятно. Восточная Артековская тропа, возможно, проходит мимо источника 321 и, скорее всего, соединяется с Западной, но где конкретно? С обрыва карьера открылся прекрасный вид на Медведь-гору.

Подъём на Бабуган-яйлу. Медведь-гора

После шлагбаума, знаменующего выход из заповедника, тропа делает ещё один вираж и переходит в асфальтовую дорогу, идущую между частными дворами. Вскоре справа остается пруд Виноградный - подойти к нему вплотную нельзя, но он находится очень близко и очень хорошо виден. Скала Красный камень, высотой 430 метров, которая и дала название посёлку (не путать с кордоном Красный камень на Романовском шоссе, который почти на 1000 метров выше и на шесть с половиной километров западнее).

Подъём на Бабуган-яйлу. Скала Красный камень

Далее по дороге мы спустились на Шоссейную улицу к продуктовому магазину «Мария». От магазина очень недалеко дойти до остановки «Краснокаменка» на трассе, с которой можно уехать на любом транспорте.

Длина всего маршрута составила 27 км.

Вам был полезен этот материал? Да 0 Нет Спасибо за Вашу оценку!