Тропы здоровья в Большой Ялте  ♦  Тропы здоровья

Еврейская тропа

Еврейская тропа или Еврейка или маршрут № 49 представляет собой грунтовую дорогу шириной 4 м, проходящую от Симеиза к урочищу Беш-Текне на плато Ай-Петри. Тропа, общей протяженностью 4 км проходит через пушистодубовые, сосновые и буково-грабовые леса, типичные для западной части Южного берега Крыма.

Тропа представляет исторически сложившийся маршрут, проложенный в 1914 году из имения князя Юсупова в селе Соколиное в его же усадьбу «Дюльбер» инженером Жидовым. Так появилось у тропы название – Жидова дорога, позднее название трансформировалось в Еврейскую тропу.

Раньше эти земли принадлежали царской семье, затем их продали купцу Жидову, который рубил сосны на экспорт, но садил новые, которым сейчас более 100 лет.

Самое старое упоминание о Еврейке есть в Крымском путеводителе, изданном во времена НЭПа в середине 20-х годов XX века. В этом же путеводителе приводится и коротенькое упоминание об этой дороге:

« … приводит на широкую лесовозную дорогу, ведущую на Ат-Баш (так называемая «Жидовская дорога», построенная Гинзбургом)».

В настоящее время туристический маршрут № 49 проходит не совсем там, где проходила «Еврейская дорога» раньше. Дело в том, что старую «Еврейку» в начале 60-х годов XX века пересекла новая трасса «Ялта-Севастополь». При строительстве новой трассы небольшой участок «Еврейки» был засыпан, и проехать полностью по старому пути теперь не получится. Но пешком пройти до сих пор можно. И мы покажем оба варианта.

Старая Еврейская тропа

Классическая Еврейка тропа начинается от остановки «Слободка».

Начало маршрута

Мимо остановки «Слободка» в настоящее время проходит только один маршрут: «Алупка-Горкольцо», поэтому непосредственно до этой остановки из других поселков добраться нельзя. Самая ближайшая точка, к которой можно подъехать транспортом Большой Ялты – это остановка «Алупка. Развилка». Мимо этой остановки проходят автобусные маршруты «Ялта-Симеиз» и «Ялта-Кацивели». В любом случае надо ехать на автобусах и маршрутках которые идут сквозь Алупку, а не на тех, которые идут по Южнобережному шоссе (ЮБШ), в народе «по Верхней дороге».

Вот как выглядит остановка «Развилка», где останавливаются автобусы, идущие из Ялты. Остановка стоит в начале спуска со Старого Севастопольского шоссе на Нижнюю дорогу. Выйдя из автобуса, надо подняться назад, чтобы вернуться на Севастопольское шоссе и двигаться в направлении красной стрелки.

Остановка «Развилка»

Если автобус ехал в сторону Ялты, то надо вернуться назад и идти там, где идет молодой человек в красной майке.

Идти по шоссе надо ровно одну автобусную остановку. Сначала мы будем идти по Татарской Слободке. Затем, за мостиком над пересыхающим ручьем, начнется Русская Слободка. А в самом центре русской Слободки, на пятачке с магазинами, будет остановка «Слободка».

Это красивейшее место старой патриархальной Алупки портят недостроенные навесы над магазинами. А до цели осталось буквально тридцать метров. Прямо от поворота дороги, направо, в сторону гор поднимается улица Изергина (бывшая Советская). Это и есть… «Еврейка».

Начало старой Еврейской тропы

Описание пути

Неспешный подъём по улице Изергина происходит среди симпатичных двориков частного сектора, которые мало изменились еще с довоенных времён. Улица сначала делает плавный вираж направо и здесь важно не пойти в прямом направлении по второстепенному переулку. Затем – еще несколько поворотов с одновременным набором высоты. Остаются позади последние дворы уже новых построек, асфальт становится все хуже, и дорога идет прямо под насыпь трассы «Ялта-Севастополь». Под самой насыпью дорога окончательно превращается в грунтовку, посреди дороги лежит старая куча бетона, предотвращающая дальнейший проезд. Над головой шумят автомобили.

В этом месте, прямо на насыпь, идет крутая тропка, которая при выходе на трассу заканчивается тремя бетонными ступеньками. Начало тропы перегораживает труба нового газопровода. Трубу проложили на очень неудачной высоте. Пролезать под трубой - низко, перелезать через нее - высоко. Поэтому, один раз посмотрев на «Еврейку» от начала до конца, вряд ли Вы в дальнейшем будете повторять этот путь с тяжёлым рюкзаком.

И вот мы наверху, на трассе, в том месте, где она подмяла под себя «Еврейку».

Выйдя на трассу, проходим примерно десять метров налево, в сторону Симеиза, переходим через дорогу, и оказывается прямо на продолжении «Еврейки».

Продолжение старой Еврейской тропы

Дальнейшее описание опирается на схему-абрис.

Карта-схемаКарта-схема

На схеме это точка «ВШ1». Первые пятнадцать метров дороги покрыты асфальтом, в конце асфальта – шлагбаум. За шлагбаумом начинается грунтовая дорога, вальяжно вступающая в сосновый лес. Дорога так и будет дальше до самого конца пути придерживаться преимущественного направления на запад, одновременно набирая высоту. Без крутых подъемов и практически без крутых поворотов.

Довольно осторожно надо пройти мимо виноградников. Первый виноградник появится слева, а затем виноградники будут с обеих сторон. Виноградники охраняются, особенно в период сбора урожая. В начале правого виноградника будет виден импровизированный шалаш сторожа из листов фанеры, возможен лай собаки. Главное – удержаться на главной дороге, и не «соскользнуть» в виноградники, так как здесь много плавных съездов, на которые можно по невнимательности попасть. Впрочем, на подъёме эта проблема стоит не очень остро. Труднее удержаться на главной дороге в процессе спуска. Временами из-под земли на поверхность выныривает труба оросительного водопровода, которая идет параллельно левому краю дороги. Этот водопровод тянется от подножия скалы Шаан-Кая.

Последний виноградник, тянувшийся слева – заканчивается. В этом месте главное не свернуть на грунтовку, плавно уходящую налево и сразу вниз. Надо запомнить, что наш путь лежит только наверх.

Сразу за развилкой – дикая полянка с левой стороны дороги. На схеме эта точка обозначена как точка «ВШ2». В этом месте можно сойти с дороги на полянку, пересечь ее перпендикулярно дороге, пройти через небольшую полоску леса, и оказаться на берегу небольшого водоема (на карте это точка «Е2»), откуда открывается прекрасный вид на скалу Шаан-Кая и другие скалы Алупкинской стены.

Вернемся на дорогу. Поляна заканчивается, дорога ныряет в густой сосновый лес. Еще совсем немного – и мы стоим на распутье (точка «ВШ3»). Через развилку течёт ручеёк с близлежащего родничка. Родник, кажется, не питьевой. Вода течет прямо в водоём, около которого мы только что были. Направо, в сторону гор, идет грунтовка, по которой можно выйти на Восточную Шанхайскую тропу. А нам, чтобы двигаться дальше по «Еврейке», надо принять левее, переступить через ручеёк и продолжать движение по дороге на запад-вверх.

Не проходит и пяти минут, как густой сосновый лес расступается, и перед глазами открывается огромное пустое пространство. Это – пожарище. В августе 2007 года один студент из Харькова заблудился при подъёме на Ай-Петри, пытался обозначить спасателям свое местоположение горящими ветками и таким образом сжёг 963 гектара соснового леса над Алупкой. И если бы не «Еврейка», которая стала последним рубежом в борьбе с пожаром, огонь пошёл бы дальше, и ущерб был бы более значительным. Сгорел бы весь посёлок «Голубой Залив».

Направо-вверх ответвляется хорошая грунтовка (точка «ЗШ1»). Грунтовка идет к подножию скалы Шаан-Кая и сейчас просматривается довольно далеко. По этой дороге можно выйти к Западной Шанхайской тропе. А мы продолжаем идти прямо, по левому краю огромного пожарища. С левой стороны дороги периодически попадаются столики со скамейками – биваки рабочих, вывозивших горелый лес. Снизу к нам примыкает грунтовка (точка «Е4»).

Эта грунтовка – как раз и есть та «Еврейка», которая обозначена на современных туристских картах как маршрут 49. О ней – немного позже.

Выше справа, посередине пожарища высится большая гора не очень внятной формы. Она может напоминать большой коренной зуб, может напоминать первобытный камень, поэтому и называется эта гора – Чака-Тыш (в переводе означает «кресало»). Весь лес ниже этой горы выгорел, да и сама гора пострадала от пожара очень сильно. Обходить эту гору придется очень долго. Да и вообще, двигаясь по «Еврейке», надо сразу настроиться на очень длинный затяжной подъём и выбрать правильный темп. Весь подъём длится порядка четырёх часов.

Еще одна грунтовка уходит направо и круто вверх (точка «E5»). По этой лесной пожарной просеке можно также выйти на Западную Шанхайскую тропу, только не в самое её начало, а немного выше.

Минут через двадцать впереди показывается конец вырубки леса (точка «Е6»).

Вырубка пожарища заканчивается. Вправо-вверх прямо по границе вырубки к подножию горы Чака-Тыш поднимается поперечная просека, которая заканчивается тупиком. Недалеко от этого тупика можно поймать сократительную тропку, по которой можно идти в сторону Воронцовской тропы. Налево-вниз упомянутая поперечная просека идет в посёлок «Голубой Залив». А мы продолжаем двигаться прямо.

Дорога снова идет по чудом сохранившемуся лесу. В лесу достаточно скоро будет еще одна развилка (точка «E7»). Хорошая грунтовая дорога, уходящая направо, ведет в сторону горы Чака-Тыш, огибает ее сзади и приводит к началу Воронцовской тропы. Но сейчас мы движемся дальше. Еще чуть-чуть, и вот он: настоящий родник с прекраснейшей водой (точка «Е8»).

Родник «Суан-Чокрак»

В этом роднике всегда много воды. Называется он «Суан-Чокрак». Местные также говорят: «Первая вода». Это значит, что есть еще и «Вторая вода».

Немного выше родника мы заметим хорошую тропу, уходящую траверсом направо-назад (точка «Е9»). Это – еще один путь к Воронцовской тропе.

Снова развилка (точка «Е10»). В этом месте внимание! Хочется идти прямо, так как это – естественное продолжение пути. Но на самом деле надо свернуть направо-вверх, хоть это и не выглядит как продолжение дороги, а выглядит как боковое ответвление. Но именно так и надо идти. Путь же прямо – это дорога, которая перевалит через горный хребет «Пиляки-Хыр» и пойдет вниз, в окрестности горного села «Оползневое».

Свернув направо, мы продолжаем движение по «Еврейке», больше никаких развилок не будет. Почти все сосны сильно обгорели. Есть слабая надежда, что некоторые из них со временем оживут. У сосен ведь горит, прежде всего, кора, а ствол может остаться целым. Если оглянуться назад, видно, что мы уже взобрались выше горы «Чака-Тыш». «Еврейка», до этого более или менее выдерживавшая одно направление, неожиданно заламывает два крутых виража. Скоро изнурительный подъем закончится.

Под высоченный отвес горы Ат-Баш дорога идет практически без набора высоты. Еще один сюрприз по дороге: слабенький, пересыхающий летом родник. Вот она и «Вторая вода». Летом вода еле-еле капает.

Родник «Вторая вода»

Дальнейший путь летишь как на крыльях. Подъем очень слабый, справа – отвесная стена Ат-Баш, слева – обрыв. Местами открываются очень хорошие виды, есть даже импровизированная видовая площадка. Поворот направо, и вот она, высшая точка пути: перевал Ат-Баш-Богаз. Мы, наконец, вышли на Ай-Петринскую яйлу.

Оглядимся вокруг. Смотрим на море. Мы находимся на траверзе Голубого Залива. Так называется морской залив, который находится между горой Кошка в Симеизе и обсерваторией в Кацивели. Налево поднимается тропка на гору Ат-Баш. По этой тропе в конце-концов можно дойти до самых зубцов Ай-Петри. Немного правее к морю спускается хребет «Пиляки-Хыр». Гора вулканического происхождения Пиляки находится почти на одной высоте с нами. А гора Хыр венчает нижнюю, морскую оконечность этого хребта. Посередине хребта виднеется возвышение, похожее на заросший верблюжий горб. Так это возвышение и называется: гора Верблюд (Измолос).

Направо уходит грунтовая дорога в сторону запада. Она дальше раздваивается. Обе дороги затем превратятся в тропы. Одна тропа пойдёт ближе к обрывам, другая – дальше. Тропка около обрывов длиннее, но гораздо интереснее. За горой Спирады эти тропки соединятся в одну. И дальше в этом направлении можно будет дойти вплоть до Ласпи.

И, наконец, развернувшись назад, можно спуститься в очень глубокую котловину, которая называется «Беш-Текне». В котловине много родников, есть искусственные водоёмы и искусственные посадки. А главное – туристическая стоянка.

Новая Еврейская тропа

Современная экологическая тропа Еврейская начинается в Касимовке.

Начало маршрута

Касимовка – это алупкинская промзона, которая расположена заметно выше города. Тем не менее, отдельно стоящие частные дворы присутствуют и здесь. Ближе всего к Касимовке можно подъехать по трассе «Ялта-Севастополь». Подойдёт маршрут «Ялта-Симеиз», идущий по «Верхней дороге», а также более редко ходящая маршрутка «Ялта-Форос».

В последнее время маршрутки очень редко соглашаются останавливаться не на остановках. Им это запрещено, иначе нарушается скоростной режим трассы. Поэтому остановки возможны только там, где на дороге предусмотрены специальные «карманы». Тем не менее, стоит попытаться тормознуть маршрутное такси на перекрестке трассы «Ялта-Севастополь» и Старого Севастопольского шоссе. Здесь маршрутка вполне может съехать с дороги и не мешать основному транспорту. У водителей этот перекресток известен под названием «Поворот на Касимовку».

Поворот на Касимовку

Выйдя из транспорта, движемся наверх по Старому Севастопольскому шоссе.

Если выйти здесь не получится, придется выйти немного дальше, на остановке «Алупка. Питомник». Пройдя по ходу движения около 40 метров, свернуть внутрь кладбища и пройти его насквозь по главной аллее. Она идет с крутым подъёмом и делает зигзаг. Выходит аллея туда, куда нужно: на Старое Севастопольское шоссе.

Как бы мы ни шли, мы окажемся в Касимовке. Впереди видна остановка «Подсобное хозяйство». Раньше сюда заезжали некоторые рейсы «Алупка-Горкольцо». Сейчас эта остановка не действует. А сразу за остановкой – развилка (точка «Е1»). Нам – направо-вверх-назад по асфальтированной дорожке.

Маршрут № 49

Пройдя мимо дворов с частным жильём, поворачиваем в сторону горного массива. Узенькое асфальтированное шоссе сначала идет прямо и без подъёма. Слева – какое-то гидротехническое сооружение. Затем дорога начинает извиваться и устремляется круто вверх. В конце подъёма – небольшой водоём с правой стороны дороги (точка «E2»). Отсюда хорошо видна скала Шаан-Кая.

Еврейская тропа. Скала Шаан-Кая (выступающая вперед)

Практически сразу, за водоёмом, асфальт заканчивается. И здесь нас ждет развилка (точка «Е3»). Около развилки справа каптаж в виде прямоугольного бетонного колодца. Главная, более накатанная дорога уходит влево и одновременно вниз. И по ней как раз ходить не надо. Эта дорога идет траверсом в сторону поселка «Верхний Голубой Залив» мимо бывшего домика лесника, озера Фазбурла и ПМК в Голубом Заливе. По последним данным, в домике лесника давно уже живут далеко не лесники, и они развели свору полудиких собак.

Правильный путь лежит правее, около бетонного колодца. Затем дорога повернет влево, но прямо будет продолжаться более глухая просека. На просеку идти не надо. Идем влево по более накатанной дороге. Затяжной подъем выведет на каноническую «Еврейскую дорогу» (точка «Е4»). Дальнейший путь был описан выше.

©Журнал Крым - твой путеводитель по Крыму. Все права защищены.