https://xn--80alndgcuev0g.xn--p1ai/aehrodromy_kryma/1084-aerodrom-bagerovo.html

Аэродромы Крыма

Аэродром «Багерово»

Аэродром «Багерово» - военный аэродром (авиабаза) в поселке Багерово Ленинского района Республики Крым. Расположен в 3 км к северо-западу от посёлка Багерово, в 14 км северо-западу от города Керчь.

Аэродром «Багерово» являлся внеклассным аэродромом, на котором могут приземляться самолеты всех типов; запасная взлетно-посадочная полоса для космического корабля многоразового использования «Буран».

Аэродром «Багерово»

История аэродрома

Аэродром Багерово построили во время Великой Отечественной войны. Аэродром использовался для размещения авиационных частей и соединений ВВС РККА. В период с апреля по май 1942 года на аэродроме размещались полки 15-й ударной авиационной группы Ставки ВГК, выполнявшие авиационную поддержку обороняющихся войск Крымского фронта.

После вывода авиации с Крыма в 1942 году на аэродроме базировались немецкие Люфтваффе.

Полигон № 71

На базе аэродрома Багерово был создан 71-й полигон ВВС СССР.

Основные задачи полигона: выполнение бомбометаний с самолетов-носителей в режиме воздушных ядерных взрывов и проведение отбора продуктов взрыва из облака самолетными средствами. Здесь велась отработка и «неядерные» испытания ядерных бомб совместно с испытаниями их самолетов-носителей. По результатам этих испытаний определялась пригодность и готовность комплекса «самолет-бомба» к проведению воздушных ядерных испытаний.

Наблюдательная вышка

Решение о создании 71-го полигона ВВС для авиационного обеспечения ядерных испытаний было оформлено постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 21 августа 1947 года и приказом министра обороны от 27 августа 1947 года.

При выборе месторасположения полигона рассматривалось несколько вариантов, в том числе были предложения разместить полигон поблизости от места разработки и изготовления атомной бомбы, невдалеке от Сарова. Однако по условиям безопасности и другим соображениям этот вариант не был одобрен.

Окончательным местом для 71-го полигона был определен район поселка Багерово на Керченском полуострове в Крыму. Полигон был расположен в 14 км от Керчи на месте действовавшего здесь во время войны полевого аэродрома. В этом районе преобладало значительное количество солнечных дней, что было существенно для обеспечения визуального наблюдения за испытываемыми объектами при траекторных измерениях. При этом учитывалось обеспечение безопасности испытаний и соблюдение режимных условий, а также возможность отчуждения для полигона значительной территории. Восточная граница полигона от поселка Багерово выходила к Азовскому морю в районе Чокракского озера, а западная — к Казантипскому заливу.

Полигон №71

Срок формирования и оснащения полигона был приурочен к лету 1949 года, когда планировалось первое испытание ядерного заряда на Семипалатинском полигоне.

Для взлета и посадки тяжелых ракетоносцев в Багерово была построена взлетно-посадочная полоса шириной 80 метров и длиной 3,5 километра. Полоса была сделана из аэродромных бетонных плит ПАГ-18.

Взлетно-посадочная полоса аэродрома Багерово

Начальником полигона был назначен генерал-майор авиации Комаров Георгий Осипович. Заместителем полигона по научно-испытательной части назначен Чернорез Виктор Андреевич. А через несколько лет в связи с переводом начальника полигона Комарова в другую часть Чернорез назначается начальником полигона. В формировании 71-го полигона, его благоустройству, организации строительства объектов жилищно-бытового обеспечения Чернорез В.А. отдавал много времени. А самые яркие страницы в новейшей истории поселка Багерово связаны с именем Виктора Чернореза. За его заслуги над входом в гарнизонный Дом офицеров посёлка Багерово установили мемориальную доску.

Полигон был создан для авиационного обеспечения воздушных ядерных испытаний и отработки технических средств доставки ядерных зарядов, в качестве которых в то время могла использоваться только авиация. Первые атомные заряды разрабатывались для авиационных бомб с весогабаритными характеристиками, позволяющими использование их с дальнего бомбардировщика «Ту-4». Поэтому-то и аэродром «Багерово» был внеклассным, рассчитанным на приём воздушных судов всех типов.

Стратегическое вооружение на полуострове не размещалось, однако Крым внес свою лепту. Самолет-носитель бросал на полигон бомбы, идентичные по форме, массе и размерам первой отечественной атомной РДС-1 (аббревиатура означала «Россия-Делает-Сама»), с теми же взрывателями, но не ядерные, а с обычным взрывным устройством. Только после того, как крымские эксперименты прошли успешно, приступили к опытам с настоящими ядерными бомбами на восточных и северных полигонах страны.

С 1949-го по 1962 год специалисты 71-го полигона ВВС участвовали в 178 ядерных испытаниях на Семипалатинском, Новоземельском полигонах, под Санкт-Петербургом и под Оренбургом. Самолеты с Багеровского аэродрома вылетали для участия в ядерных испытаниях. Они проходили сквозь облако, поднимавшееся после взрыва, и отбирали пробы воздуха и частичек радиоактивной пыли. После этого возвращались в Крым и здесь, на одном из участков аэродрома, проходили дезактивацию. Впоследствии техника и продукты дезактивации (вещества, заражённая земля и.т.д.) были захоронены в степи между поселком Багерово и селом Чистополье. Так называемый «Багеровский могильник» существует и сегодня, провоцируя различные слухи и недомолвки.

В 1973 году, после снятия «грифа секретности», на базе военного гарнизона был открыт филиал Ворошиловградского высшего авиационного училища штурманов, который готовил кадры для бомбардировочной, истребительной, фронтовой, армейской авиации. 288-й истребительный авиаполк в Багерово служил учебной базой. Чуть позже аэродром и учебная база стали исполняли роль центра доподготовки и переподготовки штурманов после училищ всего СССР. В 1994 году последние сорок выпускников училища уехали в Россию. А с 1996-го аэродром вообще перестали эксплуатировать.

Особенностью объекта была одна из трех наиболее больших взлетно-посадочных полос в стране, которая была реконструирована в 1980-х годах как резервная полоса для приземления космоплана советской многоразовой транспортной космической системы «Буран». Предполагалось, что эта ВПП будет использоваться в случае аварийной посадки «Бурана». Два других аналогичных объекта находятся на космодроме Байконур и на Дальнем Востоке. Помимо «Бурана», багеровская взлетно-посадочная полоса позволяла поднимать в воздух и принимать все типы существующих военно-транспортных самолетов, в том числе тяжелые стратегические бомбардировщики. Полоса была сделана из прочнейшего бетона и до сих пор находится в хорошем состоянии. В 1998 году воинская часть и училище были расформированы, а гарнизон пришел в запустение вместе со всей инфраструктурой.

Аэродром во времена Украины

16 мая 2012 года на сайте Фонда Имущества Автономной Республики Крым был выставлен лот на продажу комплекса взлетно-посадочной полосы Багеровского аэродрома. 29 мая 2012 года аэродром был продан за 13 млн. 300 тыс. гривен (~ 1,5 млн. долларов США) на аукционе ООО «Лама» из Керчи, зарегистрованному в 2003 году в Керчи, специализирующемуся на оптовой торговле строительными материалами. По многочисленным оценкам одни только плиты взлётной полосы могут быть проданы за 50 млн. гривен. К 10 сентября 2012 года разобрано 2 км полосы.

Керченский полуостров, пгт Багерово

©Журнал Крым - твой путеводитель по Крыму. Все права защищены.